Срыв, рецидив и процесс срыва.Срыв как результат процесса ухудшения психологического состояния. Фазы развития срыва. Профилактика срыва. Функциональный анализ срыва.
1. Процесс срыва.
У зависимого есть пограничный уровень психологического напряжения, выше которого психика не справляется без ПАВ (психоактивные вещества – наркотики, алкоголь).
Процесс срыва – накопление напряжения (ухудшение психологического состояния) до такого уровня, когда психика не сможет с ним справиться без употребления.
Часто различают процесс срыва – ухудшение психологического состояния, который приводит к употреблению. Срыв – единичное употребление с возвратом в выздоровление. Рецидив – полный возврат в употребление.
Употребление – не внезапный акт, ему предшествует процесс развития.Срыв. Меры по предотвращению употребления можно предпринять задолго до самой ситуации употребления.
Профилактика срыва: Отследить процесс развития срыва и предпринять меры по его остановке (тем самым избежав последующего употребления).
Основные причины, запускающие развитие срыва:
а) стрессовые события;
б) ПАС (постабстинентный синдром);
в) внутренний психологический конфликт.
2. Фазы развития срыва и меры по предотвращению
Выделяется шесть фаз развития срыва.
1. Нарушение психологической стабильности. Признаки: появление внутреннего напряжения; небольшие ухудшения в мышлении, желаниях, эмоциях, поведении, появление беспокойства о себе и отрицание его факта; появление скрытности, вера в то, что все идет отлично. Меры по предотвращению: развития личностных качеств, помогающих не накапливать напряжение. Главная цель этой фазы – личностный рост.
2. Развитие внутренних изменений. Признаки: развитие, напряжение; избегание близких людей (которые могут заметить изменения во мне); самозащита (оборонительная позиция против обратной связи); вера в то, что никогда не сорвусь; появление чувства одиночества и грусти; трудность в связывании событий друг с другом (видна лишь часть проблемы); импульсивное и импульсивное поведение (непродуманные поступки). Меры по предотвращению: обучение методам справляться с напряжением (релаксации и т.д.). Главная цель этой фазы – обучение навыкам управления стрессом.
3. Изменения поведения. Признаки: сильное нежелание заниматься выздоровлением, невозможность рассмотреть жизненные проблемы с разных сторон (сужение кругозора), плохое планирование будущего, скатывание в эмоциональные состояния, из которых сложно выйти. Меры по предотвращению: самоанализа – анализ своих вредных стереотипов поведения, желаний, эмоционального реагирования, мышления и их последующее исправление. Главная цель для этой фазы – анализ и коррекция своей реакции (внешней и внутренней) на стресс.
4. Нарастание личностного кризиса. Признаки: ощущение бесконечного потока непрерывных проблем; ощущения тупика (невозможность найти приемлемое решение проблемы); проблемы с ясностью мышления; проблемы с эмоциональным реагированием (совершаю под действием эмоций поступки, о которых потом жалею); трудности с нравственной ориентацией (определения, что хорошо, а что плохо); нарушение режима дня, сна, еды; появление эмоциональных состояний депрессии, вины, стыда, раздражения; или, наоборот – эйфории, неадекватной радости и т. д. Главная цель – исключение факторов стресса.
5. Потеря личностного контроля. Признаки: неспособность контролировать свои мысли, чувства, желания, поведение; ощущения бессилия и беспомощности; отказ от помощи; прекращение работы по программе выздоровления (безуспешные попытки ее применения в конкретных ситуациях); сознательная ложь; признание потери контроля перед самим собой и безуспешные попытки его вернуть; разрушение системы ценностей; крайняя степень эмоционального напряжения. Меры по предотвращению использования системы поддержки трезвости – посетить собрания АА/НА, терапевтические группы, поговорить с товарищами по выздоровлению, психологом, священником и т. д. Главная цель для этой фазы – снятие психологического напряжения.
6. Деградация. Признаки: ощущение безысходности (только три выхода – сойти с ума, покончить жизнь самоубийством, употребление алкоголя) или того, что все абсолютно в порядке; невыносимые чувства депрессии, депрессии, вины, стыда и т. д. ; или эмоциональная тупость (ровное отношение к жизненным кризисам), или состояния крайней эйфории; осознанное планирование, употребление или неосознанное создание ситуаций, где возможно употребление. Меры по предотвращению: специальная помощь, консультант по химическим зависимостям, психолог-аддиктолог, нарколог, спонсор, опытный член сообщества взаимопомощи и т.д. Возможно изоляция – реабилитационный центр или другое место, где смогут насильно удержать от приема наркотика, пока психологическое состояние не стабилизируется. Главная цель для этой фазы – удержаться от срыва.
Пример развития срыва: изменился режим работы, начал больше уставать, при этом не признавался сам себе в этом (1 фаза). Впоследствии усталость усиливалась, замечания близких игнорировал, говорил, что все нормально (2-я фаза). Появилось нежелание ходить на группы и что-то делать по выздоровлению, сильно сократил количество посещений, практически исключил самостоятельную работу, предпринимал усилия упорядочить работу, но ничего не получилось (3-я фаза). На работе как будто захватил поток, трудно прийти в себя. Дома появились споры, непонимания. На группы захожу только иногда (4-я фаза). Не могу ничего сделать с напряжением, несмотря на все попытки, дома постоянные скандалы, на группу – ничего не помогло (5-я фаза). Полное ощущение тупика. Полностью прекратил ходить на группы – не до них, дома отношения разорваны. Не вижу выхода (6-я фаза).
3. Функциональный анализ срыва
Функциональный анализ срыва – отслеживание опасных ситуаций, мыслей, эмоциональных состояний, желаний, поведения. После отслеживания необходимо произвести их анализ и найти способы коррекции. Делать это можно с помощью таблицы функционального анализа СРС. В эту таблицу со столбиками (ситуации, мысли, эмоции, желания, поведение) следует внести свои признаки срыва (можно, воспользовавшись описанием срыва, можно свои личные). Во второй строке следует проанализировать эти признаки. В третьей — выработать способы их коррекции.
Пример функционального анализа процесса срыва: