Окно Джо-Гарри. Группы взаимопомощи. Виды групп взаимопомощи. Факторы групп взаимопомощи. Терапевтические группы. Факторы терапевтических групп. Принципы обратной связи.1. Эффект группы. Окно Джо-Харри.На первых порах трезвости группа имеет больший целительный эффект, чем индивидуальная работа.
Целительный эффект группы описывает схема «Окно Джохари».
Личность состоит из четырех частей: «Открытое Я» – то, что знаю обо мне я сам и другие; «Скрытое Я» - то, что знаю о себя я сам, но не знают другие; «Слепое Я» – то, что знают обо мне другие, но не знаю я сам. «Неизвестное Я» – то, что не знают обо мне ни другие, ни я сам.
У здоровой личности большое «Открытое Я», что сопровождается стабильной самооценкой, чувствами уверенности, уважения к себе и другим, способностью быть открытым и близким и т.д.
У незрелой личности (у химически зависимого) малое «Открытое Я», что характеризуется: неадекватной самооценкой, чувствами вины, стыда, неполноценности; закрытостью от других и одиночеством; потребностью «носить маски», что вызывает напряжение; тревогой, раздражением и злостью, депрессией и т.д.
Выздоровление — это увеличение «Открытого Я» и уменьшение «Слепого Я», «Скрытого Я», «Неизвестного Я».
Лучше всего это помогает делать получение обратной связи и самораскрытие в группе.
2. Группы взаимопомощиГруппа взаимопомощи – группа людей с похожими проблемами (неспециалистов), помогающие друг другу в их решении.
Наиболее известные группы взаимопомощи при зависимостях «12-ти Шаговые» группы (Анонимные Алкоголики, Анонимные наркоманы, Ал-Анон и т.д.), религиозные группы (при различных церквях), светские группы.
Особенности групп взаимопомощи: отношения «равный – равному», отсутствие профессиональных специалистов, обычно отсутствие обратной связи, свободное посещение.
Целебный эффект в этих группах играют следующие факторы:- «Эффект заражения». Зависимый бессознательно копирует трезвое «усредненное» поведение, эмоциональное состояние и т.д. группы («заражается трезвостью»). Эффект бессознательный, он происходит и тогда, когда кажется, что на группе ничего «не взял». Эффект заражения работает по принципу накопления (чем больше времени находишься в группе, тем лучше он работает), поэтому рекомендуется как можно чаще посещать такие группы в первое время (правило первые 90 дней трезвости – 90 собраний, от 2-3 до 5-6 групп в неделю в первый год выздоровления).
- «Эффект вербализации». Это эффект эмоционального облегчения при выговаривании своих проблем перед группой. Поэтому рекомендуется не просто посещать собрания, а и выговариваться там. Частой на группах молчат так как, кажется, что нечего сказать или что это будет неинтересно другим. Цель вербализации – это свое эмоциональное облегчение (помощь себе), а не чтение лекций другим. Поэтому говорить нужно в любом случае.
- «Эффект приобщения». Возможность почувствовать себя приобщенным к коллективу, что помогает справиться с чувствами отчужденности, одиночества, пониженной самооценкой и др. Для того, чтобы лучше использовать лечебный «эффект приобщения», рекомендуется не просто посещать собрания, но также и участвовать в жизни группы.
- «Универсальность проблемы». Для зависимых очень характерно чувство уникальности своей проблемы. Попадая в обществе людей с аналогичной проблемой, чувство уникальности своих проблем уменьшается. Для улучшения действия этого эффекта необходимо непредвзято относиться к другим людям и чужому опыту.
- «Внушение надежды». Нахождение в обществе людей, в той или иной мере решивших свою проблему, помогает избавиться от чувства безнадежности, которое не дает предпринимать действия для своего выздоровления. Однако для этого необходимо концентрироваться на позитивном опыте других людей, а не на негативном. К примеру, можно прийти на группу, увидеть людей с большими сроками трезвости и попытаться достичь того же, что и они. А можно прийти на ту же группу, увидеть людей, которые срываются, понять, что этот способ не помогает, и пойти дальше употреблять.
Наиболее частыми ошибками выздоровления в сообществе взаимопомощи являются: редкое посещение собраний; молчание на группах; высказывания на группах ради того, чтобы поучить других, а не чтобы получить облегчение самому; думать, что на группе чему-то учишься на рациональном уровне (как в школе); ходить на группы из-за того, что «нравится или не нравится»; отходив некоторый срок, полностью прекращать, а не сокращать посещение.
3. Эффект терапевтических группГлавными отличиями терапевтических групп от групп взаимопомощи является наличие там профессионалов и обратной связи.
Кроме эффектов, которые работают на группах взаимопомощи, на терапевтических группах работают еще эффекты:
- «Обратная связь». Получение обратной связи является одним из главных целительных факторов терапевтических групп. Обратная связь помогает увидеть те черты личности, которые были раньше скрыты, и начать их исправлять. Для того, чтобы этот эффект работал, обратную связь необходимо запрашивать и принимать.
- «Развитие новых способов общения». Благодаря присутствию на группе профессионального ведущего и действующих в группе рамок имеется возможность развить новые способы общения и взаимодействия с людьми. Для этого необходима собственная активность, участие в работе, выполнение упражнений и т.д.
Терапевтические группы становятся более важными в выздоровлении на поздних сроках трезвости (от года).
4. Принципы обратной связи:- Избегать советов. Избегать советов, указаний, проповедований и т.д..
- Затребованная. Правило: «Стоп!». Давать только, если человек хочет ее получить (переспрашивать «можно ли тебе сказать...»; право на «стоп», когда не хочешь слышать.
- Прямая. Обращаться напрямую к человеку, которому даешь обратную связь.
- Конструктивная и своевременная. Говорить то, что человек действительно может изменить «здесь и сейчас» (полезная на сегодняшний момент).
- Конкретная и понятная. Говорить о конкретных (а не обобщенных и философских) вещах в понятной форме.
- Поддерживающая и позитивная. Эмоционально поддерживать, делать упрор на достижение позитивных целей (а не уход от негативного).
- Открытая и честная. Говорить про свои реальные чувства и отношение, а не про те, которые хотели бы от тебя услышать.
Задания к теме «Эффект группы». - Перечислите, какие из рекомендаций работы на группе вы нарушаете и почему (с конкретными примерами). Чем вредно нарушение каждой рекомендации? Как научиться их соблюдать?
- Перечислите, что вы не можете рассказать группе, что ужасное произойдет в каждом случае, если вы это откроете, почему это будет для вас ужасно, как вы можете сделать так, чтобы это было менее ужасным.
- Какие рекомендации к обратной связи вы нарушаете (как на группе, так и в жизни, с конкретными примерами)? Чем вредно нарушение каждой рекомендации? Как научиться их соблюдать?