У незрелой личности, которая руководствуется потребностями, акцент их удовлетворения направлен во вред.
У ребенка главная потребность в выживании, вторичные потребности в безопасности, заботе, пище, удовольствии, комфорте, сексе и т. д., у родителя главная потребность в принятии другими, вторичные потребности в признании, общении, внимании и т. д., у взрослого главная потребность в независимости, вторичные потребности в контроле, власти, первенстве, подавлении и т. д.
Основные чувства депрессии, злости, бессилия, вины, стыда, одиночества, беспомощности, скуки и т.д.
У зрелой личности, которая руководствуется ценностями, акцент их удовлетворения направлен внутрь.
У ребенка главная ценность — развитие, вторичные ценности — саморазвитие, здоровье, поиск нового, поддержание позитивного тонуса жизни. У родителя главная ценность в принятии других. Вторичные ценности: помощь, приносить пользу, совершенствование труда. У взрослого главная ценность в ответственности, вторичные ценности принятие решений, цели, преобразование мира, защита.
Основные чувства — вера, любовь, надежда, уверенность, уважение, принятие, доброта, интерес, энтузиазм и т.д.
3. Зависимость и ценностная сфераУпотребление приводит к деградации ценностной сферы человека, как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении.
В горизонтальном направлении происходит деградация всех частей личности, и переход от ценностей к потребностям. Соответственно у зависимого преобладают чувства депрессии, злости, бессилия, вины, стыда, одиночества, беспомощности, скуки и т.д. Зависимый не может «отсрочить» удовлетворение потребностей, его желаниям начинают работать по принципу «все, само и сразу», а их действию невозможно сопротивляться. Удовлетворение своих потребностей зависимый ищет во вне, и идеальным способом становится употребление.
В вертикальном направлении у зависимого начинают преобладать телесные потребности ребенка, одной из главной в которых стала потребность в употреблении ПАВ (психоактивных веществ).
Образуется замкнутый круг: употребление приводит к деградации ценностной сферы, а это приводит к еще большей потребности в употреблении.
4. Восстановление ценностной сферы.Ошибкой в восстановлении ценностной сферы является резкое следование духовным ценностям взрослого. Это приводит к игнорированию развития ценностей ребенка и родителя, неудовлетворение детских и родительских потребностей, а в дальнейшем к рецидиву.
Развитие ценностной сферы происходит постепенно, сначала горизонтально, а потом вертикально, в несколько этапов.
- Поставить потребности ребенка в сохранении жизни на первое место. Прекращение употребления, выздоровление. Главное дело в жизни на этот период.
- Развитие детских ценностей. На первое место ставятся потребности и ценности детей. Необходимо учиться ставить себя на первое место, заботиться исключительно о себе. При этом следует уделять со временем выздоровления все больше внимания удовлетворению не потребностей ребенка, а ценностей (вместо "вредного эгоизма" учиться «здоровому эгоизму»).
- Родительские социальные ценности становятся на первое место перед эгоистическими Детскими.
- Развитие родительских ценностей. Минимум через год выздоровления следует начинать уделять внимание развитию социальных ценностей родителя. Но при этом ценности ребенка будут еще на первом месте.
- Вывести духовные взрослые ценности на первое место в жизни.
- Развитие духовных, взрослых ценностей. Но при этом социальные, родительские ценности и эгоистические детские ценности пока стоят на первом месте.
Задания к теме «Потребности и ценности»:1. Приведите 5 конкретных примеров ситуаций, когда вы руководствовались потребностями, и 5 конкретных примеров ситуаций, когда вы руководствовались ценностями. Объясните разницу. Чем для вас выгоднее пользоваться? В случаях с потребностями, как бы вы могли изменить их на ценности!
2. Опишите 5 потребностей, которые стоят на первом месте в вашей жизни (удовлетворению чего вы наиболее озабочены на сегодня). К каким потребностям они относятся: телесным, социальным, духовным? Как вы могли бы измениться в более зрелую сторону в ценностном плане!
3. Опишите свое привычное эмоциональное состояние. Из-за неудовлетворения каких потребностей возникают у вас эти эмоции? Как необходимо изменить ценностную сферу, чтобы чувствовать себя хорошо.
4. Опишите, как бы вы хотели видеть себя в ценностном плане. Что для этих изменений необходимо предпринимать. Как вы будете чувствовать себя, если эти изменения будут произведены?