Определение лени. Негативная и позитивная мотивация. Зона комфорта. Способы развития мотивации. Блоки выздоровления. Шкала лени.
1. Лень
Выздоровление сравнивают с движением вверх по эскалатору, который движется вниз – даже для того, чтобы оставаться на месте, необходимо предпринимать усилия. Если из-за болезни человек ничего не делает (или делает недостаточно) для своего выздоровления, начинается процесс срыва – ухудшение психологического состояния, которое в итоге приводит к употреблению.
Лень – это отсутствие желания что-либо делать.
Лень бывает позитивной и негативной. Позитивная лень сигнализирует об усталости, способ работы с ней — отдых и пересмотр режима жизни. При позитивной лени мотивация присутствует, но не хватает сил для ее исполнения. При негативной лени отсутствует сама мотивация, либо она чем-то заблокирована.
Негативная мотивация – желание уйти от проблем. Позитивная мотивация – желание достичь чего-то хорошего. Зона комфорта – отсутствие мотиваций (негативной – нет неприятностей, от которых человек хочет уйти; позитивной – нет желания чего-то достичь), человеку комфортно в том состоянии, в котором он находится, у него нет желания прилагать усилия для изменения жизни и себя.
У зрелой личности зоны негативной и позитивной мотивации пересекаются, у него всегда присутствует мотивация для изменений (негативная или позитивная).
У зависимого зона негативной и позитивной мотивации разделена зоной комфорта.
Зависимый начинает выздоравливать из-за негативной мотивации – он желает уйти от проблем, которые создало его употребление. Со временем выздоровления часть проблем решаются, память о них притупляется: зависимый выходит из зоны негативной мотивации, и попадает в зону комфорта. У него пропадает желание что-то делать для своего выздоровления, так как негативная мотивация уже ушла, а положительная еще не появилась. Когда он останавливается в выздоровлении, то незаметно для него начинается процесс движения назад к употреблению (процесс срыва).
2. Как развивать мотивацию к выздоровлению
Развитие позитивной мотивации:
1) Знать цель – помнить, к чему стремитесь в выздоровлении, и «зачем я выздоравливаю?», ставить и пересматривать свои цели в трезвой жизни, дополнять и улучшать их. В повседневных делах осознавать, зачем я делаю это дело (делать осознанно).
2) Анализ достижений – периодически пересматривать свои положительные достижения в трезвости.
3.) Планирование – составлять реалистичные планы и выполнять их;
4) Взять пример – смотреть, чего достигли другие, «хорошо» выздоравливающие алкоголики.
Развитие негативной мотивации:
1) Помнить одно – помнить, откуда пришел и куда можешь вернуться;
2) Анализ «поражений» – периодически анализировать, что потерял (или чего мог достичь, но не достиг) из-за того, что ленился. И что могу потерять (или не достичь), если буду продолжать лениться дальше.
3) Негативный пример – смотреть, чего достигли зависимые, прекратившие работать над своим выздоровлением.
Способы развития «силы воли»:
1) Даже если не хочется, заставлять себя сделать минимальный необходимый уровень;
2) Разбивать задачи на мелкие части и выполнять их по частям.
3) Правильно организовывать отдых.
3. Блок на выздоровление
Мотивация выздоравливать может присутствовать, но блокироваться другими причинами.
1) Неверие в свои силы: боязнь, что выздоровление не выйдет, что ничего не получится и поэтому нет смысла стараться (выздоровление не для меня). Следует изменить отношение к неудачам. Если у меня не получится, я все равно ничего не теряю (просто останусь, где и сейчас – в употреблении); а если получится только выиграю (договор с собой про попытку выздоровления).
2) Сопротивления: сопротивление психологических защитных механизмов изменениям личности. Для преодоления сопротивления необходима специальная работа.
3) Низкая самооценка: зависимый считает себя недостойным выздоровления, «конченым наркоманом или алкоголиком», которому ничего хорошего из-за его плохости «не светит». Следует работать с самооценкой и развивать принятие себя.
4) Своеволие: нежелание подчиняться рекомендациям выздоровления, желание делать все по-своему. Необходимо учиться принятию рекомендаций, непредвзятости, смирению.
4. Шкала лени и примеры работы с ней.
0 баллов. Присутствует желание заниматься полезными делами. Следует следить за режимом отдыха: не перерабатываться (как минимум каждый час отдыхать 10-15 мин.). Отмечать положительные результаты как следствие выполненных дел.
1 балл. Отсутствует желание заниматься полезными делами. Начать выполнять дела, попытавшись увлечь себя во время их выполнения.
2 балла. Нежелание заниматься делом. Вспомнить, зачем мне нужно этим заниматься. Ради чего я делаю – мотивировать себя положительными целями, которые вы можете достичь в результате выполнения этих дел. Вспомнить, от чего я ухожу и к чему могу вернуться, если не буду этого делать.
3 балла. Лень влияет на поведение. Распланировать режим занятий, включив обязательный отдых. При этом более важные дела следует поставить на первое место, менее важные на второе и т. д., ограничить время занятий (я буду заниматься этим не более ____ мин., несмотря на то успею я все сделать или нет).
4 балла. Труднопреодолимая лень. Делать работу по маленьким частям, дав себе обещание сразу прекратить ее, как только станет «невмоготу». Главное начать, а не закончить.
5 баллов. «Блок» - на занятие полезными делами. Сменить вид деятельности. Заниматься тем, чем можете. Обязательно проконсультироваться с консультантом и разобрать причины «блоков».
Лень может привести к остановке выздоровления и в итоге к срыву. Лень бывает позитивная и негативная. Позитивная лень дает человеку понять, что он выполняет нагрузки, превышающие его возможности. Работа с позитивной ленью – отдых и пересмотр режима жизни. Негативная лень – возникает из-за отсутствия мотивации или ее блокировки. Работа с негативной ленью – развитие мотивации и работа с блоками.
Задания к теме «Лень»
1. Приведите по три примера позитивной и негативной мысли. Как вы на этих примерах из собственной жизни можете описать разницу между этими двумя видами лени.
2. Вспомните случаи из жизни, когда последствия употребления стали уже очевидными. Но вы так ничего и не предпринимали для выздоровления. Какой мотивации (позитивной или негативной) вам тогда не хватало? Как, пользуясь сегодняшними знаниями, вы могли бы ее развить!
3. Назовите активности в выздоровлении, от выполнения которых вы уклоняетесь больше всего (или выполняете без должного усердия). Какой мотивации вам не хватает в этом случае? Как бы вы могли, пользуясь сегодняшними знаниями, преодолеть эту лень!
4. Какие способы для работы со своей зоной комфорта (нежеланием что-то делать, потому что сейчас «все нормально») вы можете начать предпринимать сегодня!
5. Опишите случаи блоков выздоровления, если они были или есть. Неверия в свои силы, сопротивления, низкой самооценки, своеволия. Какие способы преодоления каждого из блоков вы могли бы применить!
6. Приведите по три примера на каждый из уровней лени (от 0 до 5 баллов), и как бы вы могли преодолеть лень, пользуясь новыми знаниями.