Эмоциональная сфера зависимых. Незрелость эмоций как причина употребления. Эмоциональная зрелость и ее уровни. Эмоциональный блок, физические ощущения, хаотические переживания, различение эмоций, ответственность за эмоции, сопереживание, взаимодействие.
Эмоциональное развитие для человека не менее важно, чем интеллектуальное. Употребление не просто останавливает эмоциональное развитие, но вызывает эмоциональную деградацию человека.
Эмоциональное состояние зависимого, огрубление (примитивизация) эмоций. Сужается спектр эмоций (остается несколько основных эмоций – тревога, злость, депрессия, эйфория); трудности с опознаванием и различением эмоций; эмоциональная возбудимость; эмоции становятся труднорегулируемыми, исчезают способы управления ними; эмоции сами начинают управлять поведением и мышлением; «зависание» в неадекватных эмоциональных состояниях (злости, раздражения, депрессии, тревоги, эйфории, вины, обиды, стыда, стыда, скуки, одиночества и т. д.); пропадают чувства, связанные с удовлетворением жизнью и радостью от нее; преобладание негативных эмоций; эмоциональная нестабильность, переменчивость, перепады настроения и т. д.
Употребление временно облегчает эмоциональное состояние человека, но разрушает собственные способности к эмоциональной регуляции. А эмоционально человек еще больше деградирует.
При прекращении употребления зависимый оказывается в труднопереносимом эмоциональном состоянии, с которым трудно справиться без употребления. Часто со временем воздержания это состояние только ухудшается. Зависимый оказывается эмоционально не приспособленным к трезвой жизни, и ему приходится через некоторое время возвращаться к употреблению.
Необходимым компонентом выздоровления является эмоциональное развитие.
Эмоциональная зрелость по отношению к себе:
1) Осознавать свои эмоции (я чувствую), различать эмоции (что именно я чувствую и по какому поводу);
2) брать ответственность за свои эмоции (присваивать эмоцию себе, истинная причина эмоции внутри);
3) Регулировать эмоциональное состояние;
4) Заниматься эмоциональным развитием.
Эмоциональная зрелость по отношению к другим:
1) Распознавать чувства других людей;
2) Разделять свои и чужие чувства;
3) Осознавать влияние чужих чувств на себя (уметь принимать или отказываться от чужих эмоциональных посылов);
4) Уметь сочувствовать другим;
5) осознавать, как свои эмоции влияют на других;
6) Уметь надлежащим образом реагировать на чужие чувства и выражать свои.
Есть несколько уровней эмоциональной зрелости-незрелости.
Эмоциональный блок. Человек не чувствует ничего, что можно было бы назвать эмоциями. Окружающие могут сказать, что человек испытывает какую-то эмоцию по его мимике, интонации, действиям. Но сам человек никаких эмоций не ощущает. Свое обычное эмоциональное состояние он может описать как замороженность, оцепенение, пустоту. При этом неосознаваемые эмоции могут блокировать или заставлять совершать какие-либо действия. Но во время этого сам человек не осознает, что его побуждали именно эмоции. Он просто не может что-то делать и делает что-то вопреки своим решениям. Когда неосознаваемые эмоции накапливаются, это может привести к эмоциональному взрыву, после которого человек опять возвращается в свое обычное «безэмоциональное» состояние. Нужно: учиться распознавать свои телесные ощущения (что я ощущаю на уровне тела), действия вопреки блокам и распознавание сопровождающих ощущений. Помогают занятия танцами, музыкой, лепкой и т.д.
Физические ощущения. Эмоции распознаются как физические ощущения (страх - – усиленное сердцебиение, депрессия; давление в груди, гнев – жжение и тяжесть в желудке, звон в ушах). Нужно словарь эмоций через физические ощущения. Физические ощущения «привязывать» как эмоции к событиям, мышечные релаксации, йога.
Хаотические переживания. Эмоции воспринимаются как повышенный уровень эмоциональной энергии, но их нельзя выразить в словах и не удается различить одну эмоцию от другой (эмоциональная масса, эмоциональное напряжение). Нужно: Словарь эмоций (через телесные ощущения, мысли, побуждения к действию), дневник эмоций (что ощущал в течение дня каждые полчаса), дневник самоанализа (первая строка). Учиться называть и выражать эмоции словесно (что я чувствую, выговаривать), рисование (или другое художественное выражение эмоций).
Различие эмоций. Понимание различных эмоций. Что их вызвало (внешний повод), какие мысли и побуждения к действиям сопровождают эмоцию, можно переживать одновременно несколько различных эмоций. Но при этом эмоции могут искажать оценку ситуации, влиять на действия, быть неадекватными ситуации и т.д. Нужно: Определение интенсивности эмоции и связывание со значимостью события, дневник самоанализа (2-3 строка), связывание эмоций «здесь и сейчас» с прошлыми событиями (я сейчас реагирую, как в возрасте ...), допереживание эмоций (написание «эмоциональных» писем – выразить эмоции в письме, а потом сжечь, высказать эмоцию пустому стулу).
Ответственность за свои эмоции. Причина эмоций присваивается себе – «никто не вызывает во мне ту или иную эмоцию, это я решаю как мне эмоционально реагировать». Эмоции не влияют на изменения мышления или выполнение действий. Нет накопления эмоций. Нужно: учиться регулировать эмоции в соответствии с полезностью в действии, учиться различать оценочные и деятельностные эмоции, учиться понимать чужие эмоции.
Сопереживание. Чувствование — что переживают другие люди. Нужно: учиться разделению между своими и чужими переживаниями, учиться использовать эмоции в общении, учиться «отказываться» от навязываемых другими эмоций.
Взаимодействие. Эмоции, с одной стороны, наполняют жизнь человека, делают эту жизнь красочной, глубокой, Они не вредят человеку, а помогают ему жить. С другой стороны, эмоции полностью подконтрольны сознанию и могут регулироваться и с пользой использоваться. Человек может полностью сопереживать другим людям, с другой стороны четко различает свои и чужие эмоции, не переживает чужие эмоции за других, может отказываться от навязываемых ему ненужных эмоциональных переживаний.
Задания к теме «Эмоциональная зрелость»:
1. Опишите ваше эмоциональное состояние (как вы чувствовали себя эмоционально по жизни) в начале и в конце вашего употребления и сравните их. Опишите, что произойдет с вашим эмоциональным состоянием, если продолжите свое употребление.
2. Расскажите, какое эмоциональное состояние вы хотели бы иметь в итоге вашего удачного выздоровления (можно рассказать мое эмоциональное состояние через пять лет трезвости). Насколько это состояние желанно? Что вы готовы делать, чтобы достичь его!
3. Опишите пять (или больше) ситуаций, когда то или иное эмоциональное состояние заставляло вас употреблять. Как бы вы могли избежать этих случаев!
4. Опишите пять ситуаций, когда вы не могли предпринять какие-либо нужные вам действия (или наоборот, совершали какие-либо ненужные вам действия), при этом не могли объяснить себе рациональную причину, которая заставляла вас так действовать или бездействовать, и не ощущали никаких эмоций. Как вы думаете, какая неосознаваемая эмоция лежала в основе каждого действия!
5. Выпишите свои обычные блоки (когда что-то заставляет вас действовать или бездействовать, при этом эмоции не ощущаются),.Составьте словарь своих эмоциональных блоков.