Лекция 26. Нарушения эмоций у зависимых

Этапы процесса развития эмоции. Нарушения эмоционального процесса. Методы работы с эмоциями. Цикл Контакта.

1. Процесс развития эмоции
Первый этап – эмоциональная оценка. Сравнение ситуации с ожиданиями от нее и с системой ценностей. Если результат этой оценки негативный – возникают отрицательные эмоции, если позитивный – возникают позитивные эмоции. Эти эмоции выражают субъективное отношение к ситуации и зависят от ценностей конкретного человека. Они не есть выражением какой-либо универсальной системы ценностей или общей справедливости. У разных людей с разными ценностями в одной ситуации будут разные эмоции. В норме оценочная эмоция длится в среднем около 5 секунд, и ее задачей является сигнализация сознанию о соотношении ситуации и внутренней системы ценностей. Основными нарушениями на этом этапе в эмоциональном процессе являются: неадекватное соотнесение ситуации с внутренними ценностями (событие на 2 балла — реакция на 8), затягивание процесса оценки (оценочная эмоция длиться не 5-10секундк., а дольше); отсутствие оценки (равнодушие, апатия), неустойчивая оценка (эмоциональные оценки одной и той же ситуации быстро сменяются; сложность в распознавании оценочных эмоций (не могу понять, что чувствую).

Второй этап – регламентация действий. Эмоции дают энергию (заряд) для выполнения действия, организуют его, направляют. На этом этапе происходит оценка, насколько необходима эмоциональная энергия для действия. В норме человек испытывает те эмоции, которые помогают ему действовать, и не испытывает тех, которые мешают: несовпадение деятельностных эмоций по времени с самими действиями (эмоции появляются позже начатых действий, и продолжаются после их завершения), несовпадения эмоций по уровню с необходимыми усилиями (ситуация требует 2 балла эмоций, а их 8, и наоборот); несовпадение вида эмоций с необходимыми действиями (в действиях, где нужна злость, испытывается грусть).

Третий этап – этап формирования тонуса настроения. Этап приобретения эмоционального опыта. На этом этапе эмоции завершаются, делаются эмоциональные выводы и приобретается новая эмоциональная память. Из пережитых эмоций формируется общий эмоциональный тонус (настроение). Основные нарушения: отсутствие этапа завершения эмоций (из-за чего прошедшая ситуация переживается снова и снова), завершение ситуаций без приобретения нового эмоционального опыта (из-за чего повторяются одни и те же ошибки), приобретение негативного эмоционального опыта (делаются неправильные выводы, из-за чего приобретается устойчивое негативное настроение).

2. Методы восстановления эмоций
Переоценка соответствия эмоции ценностям.
По правилу «осознанность, ответственность, оценка» следует осознать вид и уровень эмоции (в баллах от 0 до 10), взять ответственность за свои эмоции на себя (я причина своих эмоций, а не ситуация); переоценить уровень эмоций в соответствие с уровнем ситуации.

Шкала угрозы ценностям:
10 – угроза своей жизни;
9 – угроза жизни близких;
8 – глобальная угроза здоровью (инвалидность);
7 – глобальная угроза здоровью близких (инвалидность близких);
6 – угроза потери семьи;
5 – угроза потери свободы (тюрьма);
4 – угроза потери работы (увольнение);
3– крупные денежные потери;
2 – средние денежные потери (до 1 зарплаты), простые заболевания (простуды) и т.д.
1 – мелкие неприятности.

Переоценка полезности эмоции в действиях.
По правилу ООО, следует осознать вид и уровень эмоций; взять ответственность за свои эмоции на себя (причина своих эмоций, а не ситуация); переоценить, какие эмоции полезны в предпринимаемых действиях. В ситуациях, которые не в силах изменить, следует учиться эмоционально принимать.


Критерии полезности эмоции:
1) эмоция по виду соответствуют необходимым действиям
2) Ситуацию возможно изменить с помощью действий
3) Уровень эмоций достаточен для действий и помогает им (не выше и не ниже)

Техники завершения эмоций.
После завершенного дела сделать перерыв, осознать свое эмоциональное отношение к сделанному делу, по необходимости его пересмотреть. Начинать следующее дело после того, как предыдущее дело эмоционально принято.
Техники писем: написать письмо, в котором выражаете незавершенную эмоцию (обиду, горечь, злость и т.д.). Письмо перечитывается (можно несколько раз), потом сжигается.
«Горячий стул». На пустом стуле представляется человек, эмоции к которому в какой-то ситуации не завершены, и ему эти чувства высказываются.
На первых двух этапах выздоровления (минимум год) следует работать только с ситуационными эмоциями на уровне «здесь и сейчас» (не погружаясь глубоко в прошлое и не идя далеко в будущее). Кроме специальных заданий, которые дает психолог, консультант и наставник.

3. Цикл Контакта
Есть другой взгляд на стадии эмоционального процесса: с точки зрения, как человек входит в контакт, находится в контакте и выходит из контакта. Этот процесс называется циклом контакта.

1) Предконтакт. Стадия, когда человек эмоционально оценивает того, с кем собирается вступить во взаимодействие. Норма – достаточная оценка (доверие, осторожность, стремление, надежда, разумные опасения).
Два вида нарушений:
а) Быстрый предконтакт, человек недостаточно хорошо проводит оценку
б) Медленный предконтакт, человек чересчур проводит оценку
Проявления – подозрительность, тяжелый подъем, дистанцированность, тревожность и т. д.

2) Контакт. Эмоциональная стадия, когда человек находится во взаимодействии. Норма – взаимодействие на равных (уважение, уверенность, энтузиазм, принятие, любовь и т.д.).
Нарушения:
а) Сильный контакт, человек подавляет другую территорию. Проявления – гордыня, завышенная самооценка, злость и т. д.
б) Слабый контакт, человек сдает свою территорию. Проявления – жалость, заниженная самооценка, обида и т. д.

3) Постконтакт. Эмоциональная стадия, когда человек выходит из взаимодействия. Норма – стадия завершения и приобретения опыта (адекватная грусть, светлые воспоминания и т.д.).
Нарушения:
а) Быстрый постконтакт, выход из взаимодействия без должной подготовки, обрыв. Проявления – равнодушие к прошлым контактам (плевать на прошлое), «надоело – бросил» и т. д.
б) Медленный постконтакт, сложно выйти из взаимодействия. Проявления – зависания в прошлом, трудно завершить дела, сожаления, чрезмерные оплакивания и т. д.

У зависимых не просто нарушения какой-то из стадий цикла контакта, а отсутствие одной из них (у наркозависимых обычно ранних стадий – предконтакта, у наркозависимых — поздних стадий постконтакта), из-за чего эмоциональный процесс не завершается. Зависимый с помощью употребления достраивает свой цикл контакта. Если употребление прекращается, эмоциональный процесс не идет, что заставляет зависимого обратно возвращаться к употреблению. Выздоровление – восстановление цикла контакта в трезвой жизни.

Задание для темы «Эмоциональный процесс»
1. Приведите пять примеров того, как различные эмоции были причиной вашего употребления? Приносило ли употребление облегчение? Чем вы в итоге платили за это эмоциональное облегчение в каждом случае (негативные последствия употребления)? Как в каждом случае можно было иначе поступить с вашим эмоциональным состоянием? Заполните таблицу.

2. Опишите ваше эмоциональное состояние во время «отходняка» от употребления (похмелья, кумара). Перечитывайте это описание, когда вам захочется изменить свои эмоции с помощью употребления.
3. Опишите 5 ситуаций, когда эмоции по уровню не совпадали с ситуацией. Как можно было переоценить уровень эмоций?
4. Опишите 5 ситуаций когда эмоции не помогали вашим действиям. Как можно было изменить полезность эмоций?
5. Напишите письмо, в котором вы выражаете незавершенные эмоции. Прочитайте это письмо, а потом сожгите.