Виды памяти и их нарушения при зависимости. Особенности памяти зависимых. Связь нарушений памяти и отрицания зависимости. Потеря ситуационного контроля из-за нарушений памяти и мышления (Эйфорическая память, временная амнезия, помутнение сознания, одержимость, вытеснение).1. Общие нарушения в памяти зависимогоВиды памяти.
Кратковременная память – нужная информация держится в памяти на протяжении одной ситуации, когда ситуация заканчивается. Информация как уже ненужная забывается (например, удержание в памяти на время разговора имени человека, с которым только что познакомился, но после окончания разговора никогда встречаться не планируешь).
Долговременная память – информация запоминается на длительное время (если в предыдущем примере с человеком необходимо встречаться и дальше, то имя откладывается в долговременную память).
Процессы памяти:
Запоминание – информация помещается в память.
Воспоминание – информация извлекается из памяти.
У зависимых нарушены все виды памяти. Запоминание в кратковременную память – нет возможности удержать в памяти информацию на время необходимой ситуации (при прослушивании лекции к середине забывается ее начало). Воспоминание из кратковременной памяти – трудности с извлечением из кратковременной памяти необходимой информации (Пошел за чем-то в другую комнату, когда туда пришел, забыл, за чем, трудно было вспомнить). Запоминание в долговременную память (сложно запомнить надолго нужную информацию). Воспоминание из долговременной памяти (не может вспомнить события, имена, лица и т.д., хотя он их точно помнит – знает, что точно было и он это помнит, но воспроизвести из памяти в данный момент не получается).
Нарушения памяти особо обостряются в периоды ПАС, психологического напряжения и стресса.
Особенности нарушений памяти зависимого:- Сильная зависимость способностей к запоминанию от эмоционального состояния (чем более сильные эмоции, тем больше проблем с памятью).
- При выполнении любого задания зависимые легко отвлекаются, теряют нить, склонны к «коротким замыканиям», — умозаключениям по первому попавшемуся признаку;
- Разные части длительной ситуации воспринимаются как разрозненные, отдельные, не связанные между собой (часто периоды жизни или вся жизнь вспоминаются как разрозненная мозаика событий, которые трудно выстроить в одну последовательность и связать между собой).
- Сниженные способности воспринимать и запоминать новое, непривычное, несоответствующее устоявшимся взглядам. (Поэтому сложно запоминается все, что связано с выздоровлением – этот материал новый, противоречащий прошлому опыту зависимого).
- Снижена способность запоминать логические, рациональные вещи.
- Ухудшается запоминаемость рассказов, историй и других текстов;
- Сложности с переключением и удержанием внимания;
- Снижение способностей к активному запоминанию (того, что хочешь запомнить специально) в сравнении с пассивным запоминанием (того, что запоминается само по себе).
В общем зависимые хуже запоминают и обрабатывают рациональные вещи (требующие включения ума) в сравнении с эмоциональными вещами. Это особо мешает потом в трезвой жизни при работе, требующей включения ума, принятия решений и т.д. Также это мешает в выздоровлении, где необходимо запоминать все новое, логичное, запоминать активно (специально), а сам материал не интересный, (не вызывает бурные эмоции).
Некоторая часть нарушений в памяти восстанавливаются со временем трезвости (чтобы прошли самые острые нарушения, требуется не менее года, а так полное восстановление до 5 лет). В сложных случаях некоторые нарушения в памяти могут не восстановиться, но к этому возможно приспособится (к примеру, если необратимо нарушен центр мозга, отвечающий за запоминание имен, можно завести блокнот и сразу туда имена записывать).
Однако большую часть памяти необходимо специально восстанавливать. Для восстановления памяти необходимо писать конспекты лекций, конспектировать книги и стихи, описывать письменно давние события – писать автобиографию, вести дневник и записывать туда свои мысли и т. д.
2. Нарушения памяти и отрицание зависимости1) Из-за того, что со временем употребления память ухудшается, лучше помнятся позитивные моменты начала употребления, чем негативные — конца употребления.