Лекция 38. Сценарий жизни зависимых

Свободный, адаптивный, бунтующий ребенок. Истинное Я, адаптационное и компенсационное Я. Жизненный сценарий. Отношение к ребенку, как условия формирования сценария.

Человек рождается с заложенной предрасположенностью к добру, развитию, ответственности и т.д. Чтобы эта предрасположенность развилась в человеческие духовные качества, необходимы специальные условия, в которых присутствует адекватный баланс между поддержкой, контролем и свободой. Когда такие условия не созданы, изначально заложенные положительные качества могут не развиваться, а начать развиваться изначально несвойственные человеку негативные качества.
Человеческая личность состоит из трех частей: Д (Дитя), Р (Родитель), В (Взрослый). В возрасте до 5-6- лет идет развитие, главным образом, части личности (Дитя).

Если условия для развития Д подходящие, то развиваются заложенные положительные качества: развивается Истинное Я (СД - – спонтанный ребенок). Спонтанный ребенок. Представления (глубинные убеждения) о себе, других и мире – «Я хороший», «Другие хорошие», «Я ОК, «Ты ОК», «Мир ОК»; «Чувства – истинные», доверия, близости, интереса, активности и т. д. ; самооценка внутренняя высокая, внешняя адекватная; желания – к близости, развитию, добру и т. д. ; поведение – открытое, спонтанное.
Если условия для развития неподходящие, то ребенку необходимо для выживания адаптироваться к негативным условиям. Он подавляет развитие своих заложенных положительных качеств, и развивает негативные, необходимые для адаптации к внешним негативным условиям. Тогда развивается ложное ядро (АД – адаптивный ребенок). (Адаптивный ребенок) (глубинные убеждения) о себе, других и мире – я плохой, другие плохие, мир плохой (я не ОК, ты не ОК, мир не ОК); чувства – сценарные, небезопасности, одиночества, подавленности, пассивности и т. д. ; самооценка внутренняя низкая; желания – закрыться, спрятаться и т. д. ; поведение – закрытое, скованное. Ложное ядро при этом делится на две части – сначала развивается адаптационное Ложное Ядро (адаптируется в ущерб себе, к негативным внешним условиям развития). При этом личность в АД страдает, и пытается эти страдания компенсировать. Так развивается следующий слой Ложного Я – компенсационное Ложное Я (или БДД – бунтующий ребенок). Так, если в АД (адаптивном Ложном Я) развилось представление о себе как о неудачнике, то в АД (компенсационном Ложном Я) может развиваться неадекватное стремление к совершенству и сверхдостижениям.

На основе детских убеждений и представлений о себе, других и мире до 5-6 лет составляется предварительный план жизни – жизненный сценарий. «Жизненный сценарий – это неосознанный план жизни, который человек составляет в раннем детстве. Сценарий – это созданная в детстве, жестко заданная программа жизни. Сценарий всегда негативен, так как жестко ограничивает свободу человека.
Пример: ребенок в детстве получал от матери послания «Ты дебил, сдохнешь, как твой папаша от водки!». У ребенка формируются негативные представления о себе и мире, и на их основе составляется трагический сценарий жизни: «Я плохой и достоин только умереть от алкоголя!». Потом этот сценарий реализуется во взрослой жизни в виде алкоголизма.

Сценарий соответствует адаптационному «ложному я» (адаптивному ребенку АД). Однако жить по сценарию болезненно, и ребенок ищет условия, при которых сценарий не будет реализовываться. Такие условия называются контр-сценарием, соответствует компенсационному «ложному» (бунтующему) ребенку (БД). Пока человек следует условиям контракта, его сценарий не реализуется. Однако как только эти условия не выполняются, человек начинает жить по программе, заданной сценарием. Сценарий всегда сильнее сценария, и рано или поздно человек все равно переходит из программы сценария в сценарий.
Пример: ребенок в детстве получал послания «Ты ничего не умеешь, у тебя ничего не получается!». У ребенка формируются негативные представления о себе и мире, и на их основе составляется сценарий жизни: «Я неудачник и не должен ничего достигнуть в жизни!». Жить в программе этого сценария болезненно, и создается контрсценарий: «Пока я буду лучшим, я не буду неудачником!». Человеку по программе контр-сценария приходится всегда и во всем быть лучшим.

При негативном развитии (Ложное Я) ребенок составляет для себя негативный план жизни. Есть разные степени негативизма сценариев, у зависимых это обычно наиболее негативный сценарий – трагический, включающий в себя смертельный конечный исход.
Обычно жизнь зависимого следует следующей траектории. Реализовывая свой трагический сценарий, у него развивается зависимость. Если у него был развит контрсценарий, то следуя ему, зависимый на некоторое время может оставаться трезвым (пока выполняются условия контр-сценария), но потом все равно идет срыв. Переходов из сценария употребления в сценарий воздержания за время употребления может быть от одного до множества раз.

Пример: сценарий «Я ничего не стою, должен все потерять и умереть от наркотиков!». Контрсценарий: «Если я буду успешным, то имею право не употреблять и жить!». Зависимый выходит из употребления и начинает добиваться многого в жизни. Однако, когда его сценарий успеха перестает работать обратно, главной становится программа сценария. Зависимый срывается и теряет все, чего достиг в трезвости.
Настоящее выздоровление заключается в отказе от сценария, а не в переходе в сценарий. Однако работа со сценарием возможна на сроках выздоровления минимум от 2-х лет (а в большинстве случаев от 3-4-х). Поэтому в выздоровлении на первых этапах создается новый сценарий (или поддерживается старый, если он был адекватным) и позволяющий оставаться длительное время трезвым.

Задания к теме «Сценарий жизни зависимого»:
1. Какие негативные условия могли быть у вас до 5-6 лет, которые могли привести к образованию негативного сценария жизни!
2. Опишите несколько моментов в жизни, когда вы решали жить по-другому, но у вас это не получалось (что внутри заставляло вернуться к негативному способу жизни)!
3. Как бы вы устроили свою жизнь, если бы не зависели от негативного жизненного сценария (от негативных подсознательных детских установок)? Готовы ли работать над его изменением ради этой цели?