Лекция 44. Границы и зоны ответственности

Границы. Функции границ. Личностные и социальные границы. Виды нарушений границ. Зоны ответственности. Нормальные границы.

1. Границы личности (психологические границы)
Границы личности – это условная черта разделения между своей и чужой личностью, выполняющая функцию контакта. Границы разделяют собственные мысли, желания, поступки, эмоции и т.д. и чужие мысли, желания, поступки, эмоции и т.д., и при этом через границу происходит взаимодействие и обмен мыслями и эмоциями.

Личностные границы отвечают на вопрос «Где я и не я?».
Есть два типа нарушения границ – разделения (нарушение разделения, где я и не я) и взаимодействия (нарушение контакта и нормальное взаимодействие):

Нарушение разделения: размытые границы (симбиологические отношения).
Недостаточная сформированность границ, человек не может различить, где заканчивается собственное «Я» и где начинается чужое. В таком случае человек может воспринимать чужие мысли, желания, чувства, поступки и т. д., как свои собственные (сужение границ) (например, испытывать стыд и вину за чужие плохие поступки). Также человек может, наоборот, приписывать свои мысли, желания, эмоции, поступки и т. д. другим людям (расширение границ). Например, считать, что другие виноваты в том, что я чувствую – меня разозлили.

Нарушение контакта:
а) Непроницаемые границы: недостаточно сформированная способностью ко взаимодействию с другими людьми. В данном случае человек неспособен распознавать чужие желания, чувства, намерения и т.д. и/или передавать и выражать свои мысли, эмоции, желания, намерения и т.д. Такой человек неспособен испытывать глубокие чувства к другим людям и принимать чувства других людей. Последствия: чувства одиночества, отчужденности и т. д.,
б) Слишком большая открытость перед другими людьми, нет контроля, что можно брать от других людей, а что давать им. «Психологический стриптиз». Последствия: повышенные чувства тревоги, переживания за других, уязвимости и т.д.

Нормальные границы личности.
Здоровая зрелая личность характеризуется способностью, с одной стороны, четко разделять, где заканчивается собственное «Я» и начинается чужое «Я» (разделять собственные и чужие мысли, эмоции, желания, поступки), с другой стороны, развитой способностью взаимодействия с другими людьми, включающей способностью распознавать реакции чужого «Я» (к примеру, проявления чужих эмоций) и способностью передавать собственные посылы (к примеру, адекватно выражать собственные эмоции).

2. Социальные границы и зоны ответственности
Социальные границы – это условная черта разделения своей социальной зоны ответственности и социальной зоны ответственности других людей (за что ответственен я в своих действиях, и за что ответственны другие люди), выполняющая функцию контакта.
Социальные границы отвечают на вопрос «Где мое и не мое?».

Социальные границы разделяют мои-чужие вещи, обязанности, территорию, время и т.д. Мое — это когда:
1) Я это приобрел (сделал, заработал, мне подарили и т.д.);
2) Я этим пользуюсь (присматриваю и т.д.);
3) «Я установил правила пользования другими / санкции за нарушения (обозначил границы, договорился с остальными и т. д. )
4) Я способен это защитить.
Есть два типа нарушения социальных границ – разделения (нарушение разделения, где мое и не мое) и взаимодействия (нарушен контакт и нормальное социальное взаимодействие).

Нарушения разделения: захват и сдача границ.
Расширение границ. «Чужое это Мое». Человек вторгается в зону ответственности другого человека. Примеры расширения границ: копаюсь в чужом телефон; беру чужие вещи; считаю, что все свое свободное время, он должен проводить со мной и т.д.
Сужение границ: «Мое это Чужое». Человек отдает свою зону ответственности другому. Примеры сужения границ: не имею право голоса в семейных вопросах; мне говорят, куда пойти учиться; я не зарабатываю себе на жизнь.

Нарушение контакта:
а) Блокада. Человек закрывает свою территорию от других, не взаимодействует с ними. Примеры блоков: вы не имеете даже права попросить меня об одолжении, всегда говорю «нет!» и т.д.
б) открытость. Человек полностью открывает свою территорию для других, не контролируя это. Примеры открытости: могут брать мои вещи, пользоваться моим временем и т.д.

Нормальные социальные границы. «Есть Мое, Есть Чужое, Есть общее, Есть обмен» Человек точно знает, где его зона ответственности, он готов ее защищать, но при этом взаимодействует с другими. При нормальных социальных границах всегда есть договоренность, что мое, а что чужое, а что общее.

3. Связь нарушений границ с употреблением
Зависимые обычно склонны к сдаче границ (при нарушениях разделения) и блоке и закрытости (при нарушении взаимодействия). Созависимые, наоборот, к расширению границ (при нарушениях разделения), и сверхоткрытости (при нарушении взаимодействия).
При нарушениях разделения употребление играет роль восстановления границ, помощника для выхода из под контроля другого. Для выздоровления необходимо учиться защищать свои границы и разделяться с другими без употребления.
При нарушениях взаимодействия употребление помогает установлению контакта. Для выздоровления необходимо учиться выстраивать близкий психологический и социальный контакт с другими без употребления.

4. Восстановление границ
Обучение способности различать свою зону ответственности и чужую как в психологическом, так и в социальном плане.
Пример: за свои чувства ответственен другой человек.

Обучение способности брать ответственность за свою зону ответственности (менять то, что могу изменить).
Пример: если я разозлился на кого-то, я беру ответственность за то, чтобы привести себя в порядок, а не обвиняю другого человека. Если человек поступает неправильно, это его ответственность. Я на это реагирую только в той мере, в которой это задевает мою зону ответственности.

Обучение способности различать, что происходит в чужой зоне ответственности.
Пример: способность различать чужие чувства; заранее распознавать опасность нарушения договора с чужой стороны; здоровая осторожность.

Обучение способности различать попытки нарушения своих границ и способностей отстаивать их.
Пример: способность сказать «Нет!» или «Да!»; своевременное проявление агрессии.

Обучение способностям взаимодействовать с людьми, без нарушения их границ.
Пример: предлагаю помощь, а не навязываю ее. В обучающих взаимоотношениях беру ответственность за качество обучения, а не за то, как выполняет работу ученик. Выражаю неприязнь без требований измениться.

Задание для темы «Границы»:
  1. Вспомните случай сильных негативных чувств, вызванных другим человеком. Проанализируйте, как тут были нарушены личностные границы (где вы взяли ответственность за личность другого человека и/или сняли ответственность с себя?). Как можно восстановить границы?
  2. Вспомните какой-нибудь неудачный конфликт с другим человеком. Проанализируйте, как тут были нарушены социальные границы (где вы взяли ответственность за чужую зону ответственности и/или сняли ответственность со своей?). Как можно восстановить границы?
  3. Вспомните пример «сложных» взаимоотношений с кем-либо. Набросайте примерный план восстановления границ во взаимоотношениях с этим человеком, пользуясь пятью шагами по обучению в восстановлении границ.