Определение психологических игр. Причины психологических игр. Виды игр. Психологические игры как причина зависимого поведения. Выход из игры.Психологическая игра – последовательность ходов (транзакций) по взаимодействию с другими, в которой явно декларируется одна цель взаимодействия (социальная цель), но главной является другая скрытая, неосознаваемая цель (психологическая цель).
Пользуясь схемой структуры личности В (взрослый), Р (родитель), Д (ребенок), при игре кажется, что игрок действует из явно поставленных целей Р или В, но на самом деле игрой управляет Д, преследуя свои, неосознаваемые Р и В цели.
Игры являются способом удовлетворить свои потребности в обход запретам. Р.
Главной скрытой целью в игре является удовлетворение потребности Д во внимании. Обычно, так как позитивными способами внимание получить не удается, Д ставит за цель получение негативных видов внимания. Однако могут быть и другие цели: снятие с себя ответственности, удовлетворение негативных родительских посланий (приказов) из детства, стабилизация самооценки, времяпровождение и т.д.
Так как любая игра нацелена на нарушение запретов Р, то в любой игре в конце следует расплата – наказание от Р к Д за нарушение этих запретов. Обычно это негативные чувства, но могут быть и материальные потери, ущерб здоровью, психике и т. д.
Как распознать игру:1. Какая ситуация взаимодействия повторяется у вас снова и снова, причем с разными людьми, и оставляет плохие чувства?
2. Какая последовательность ходов в этом взаимодействии (я-он, я-он и т.д.)?
3. Какая явная декларируемая цель в этом взаимодействии?
4. Какое негативное чувство испытывается вами, когда взаимодействие завершено (расплата за нарушение родительских запретов)?
5. Как вы после этого негативного чувства «заботитесь» о себе или делаете что-то для себя (например, чтобы выйти из этого негативного чувства): даете возможность себя пожалеть, повысить свою самооценку, делаете для себя что-то приятное и т.д.? Это и есть истинная скрытая цель вашей психологической игры.
Примеры некоторых психологических игр:- «Все из-за тебя…» Делает ошибку, потом винит другого в своих неудачах, не видя причин в себе. Скрытая цель – возвышение над другим человеком.
- «Пните меня…» Сначала нападает на других, а затем попадает в ситуацию, где обвиняют его. Скрытая цель – понять, что «мир несправедлив», поднятие самооценки.
- «Да… но…» - сначала запрашивается помощь, потом предложенная помощь отвергается как неприемлемая и неподходящая. Скрытая цель – «Я сделаю вас!»
У зрелой личности нет надобности в психологических играх, так как такой человек способен достигать близости и удовлетворять свои психологические цели открыто.
Выход из игры:- Осознание игры и ходов в ней.
- Осознание скрытых психологических целей в игре (какие цели преследует Д в этой игре).
- Изменение взаимодействия с игрового на открытое.
- Найдите другие конструктивные способы удовлетворения потребностей Д.
- Проработайте запреты Р, которые мешают прямому удовлетворению потребностей. Д.
Способы общения, помогающие пресекать психологические игры в общении:1. Прямо переспрашивайте, когда вы имеете дело с двусмысленными или неясными посланиями «Правильно ли я вас понял?». Сами избегайте двусмысленных посланий, выражайтесь ясно и конкретно, переспрашивайте, правильно ли вас поняли?
2. Переключайтесь на позитивные позиции общения: дружелюбие, принятие критики, благодарность, юмор и самоирония (но не сарказм и не черный юмор) и т.д.
3. Открыто и с уважением заявляете о том, что вам не нравится в общении, оставляя при этом за другим право оставаться таким, какой он есть.
4. Открыто заявляете о негативных чувствах, которые возникли у вас в ходе взаимодействия.
5. Если вы чувствуете, что вовлекаетесь в игру или сами начинаете ее вести, лучше сразу выйдите из взаимодействия, с тем чтобы обдумать, как вы этих ситуации можно поступать.
Употребление часто является психологической игрой, где явная цель, явные положительные последствия употребления, скрытые – другие цели, удовлетворяющие потребности Д.
Примеры игр употребления:- «Тусовка». Скрытая цель – общение. Зависимый начинает употреблять ради общения, которого ему не хватает в трезвости. Выход из игры – получить общение в трезвости для Д.
- «Вот он — Я!». Скрытая цель – получение негативного внимания. Зависимый начинает употреблять ради получения негативного внимания, которого ему не хватает в трезвости. Выход из игры – искать положительные способы получения внимания в трезвости.
- «Я сделаю вас!» Скрытая цель – выражение протеста, получение свободы. Зависимый начинает употреблять ради борьбы за свою самостоятельность, протеста против диктата близких. Выход из игры – учиться защищать свои границы без употребления.
- «Я накажу вас!». Скрытая цель – наказание значимых лиц. Зависимый начинает употреблять ради наказания близких за что-то. Выход из игры – учиться выражать неодобрение либо прощать другими способами.
- «С меня взятки гладки» Скрытая цель – снятие с себя ответственности. Зависимый, когда в жизни ему приходится брать слишком большую ответственность, начинает употреблять, чтобы снять ее. Говоря это как-бы: «Что с меня взять, алкоголика-наркомана». Выход из игры – учиться брать ответственность на себя.
- «Я накажу себя!». Скрытая цель – выполнение детского послания: «Я должен быть наказан!». Зависимый начинает употреблять ради самонаказания, за что либо (за какой-то проступок, либо достижение, которое противоречило родительским запретам). Выход из игры – учиться самопрощению.
- «Я убью себя!». Скрытая цель – выполнение детского послания «Умри!». Зависимый начинает употреблять ради выполнения послания из детства: «Умри!». Выход из игры – получить внутреннее разрешение для себя: «Живи!».
Многие разрешения, снятие родительских запретов и приказов, конструктивное удовлетворение потребностей Д может быть достигнуто только в процессе глубокой психотерапии. Это является задачей 4-го этапа выздоровления «Социальная стабилизация» и обычно делается не ранее 3-4- года выздоровления.
Чтобы оставаться трезвым, не проработав детские травмы, зависимому необходима система поддержки, которая компенсировала бы негативные внутренние приказы и запреты, а также помогала удовлетворять положительные потребности во внимании, общении, принятии другими и т. д.
Задания к теме «Психологические игры»:- Пользуясь вопросами «Как распознать игру», найдите пять своих «любимых» игр в общении. Какие последовательности ходов в этих играх, расплаты, скрытые цели?
- В каждой из найденных игр проанализируйте, какие неудовлетворенные потребности заставляют его начинать игру и какие запреты мешают удовлетворению этих потребностей? Как вы можете удовлетворить эти потребности положительным способом? Как вы можете снять внутренние запреты Р?
- Какие скрытые цели есть в вашем употреблении?
- Приведите примеры начала употребления, когда вы объясняли его одним. Но на самом деле это было игрой, удовлетворяющей потребности. Д.
- Как вы можете учиться удовлетворять потребности без употребления и снимать запреты без употребления?
6. Какие негативные внутренние родительские послания вам будет необходимо проработать в будущем, чтобы обезопасить себя от употребления?