Лекция 47. Психологические игры и зависимость

Определение психологических игр. Причины психологических игр. Виды игр. Психологические игры как причина зависимого поведения. Выход из игры.

Психологическая игра – последовательность ходов (транзакций) по взаимодействию с другими, в которой явно декларируется одна цель взаимодействия (социальная цель), но главной является другая скрытая, неосознаваемая цель (психологическая цель).
Пользуясь схемой структуры личности В (взрослый), Р (родитель), Д (ребенок), при игре кажется, что игрок действует из явно поставленных целей Р или В, но на самом деле игрой управляет Д, преследуя свои, неосознаваемые Р и В цели.
Игры являются способом удовлетворить свои потребности в обход запретам. Р.
Главной скрытой целью в игре является удовлетворение потребности Д во внимании. Обычно, так как позитивными способами внимание получить не удается, Д ставит за цель получение негативных видов внимания. Однако могут быть и другие цели: снятие с себя ответственности, удовлетворение негативных родительских посланий (приказов) из детства, стабилизация самооценки, времяпровождение и т.д.
Так как любая игра нацелена на нарушение запретов Р, то в любой игре в конце следует расплата – наказание от Р к Д за нарушение этих запретов. Обычно это негативные чувства, но могут быть и материальные потери, ущерб здоровью, психике и т. д.

Как распознать игру:
1. Какая ситуация взаимодействия повторяется у вас снова и снова, причем с разными людьми, и оставляет плохие чувства?
2. Какая последовательность ходов в этом взаимодействии (я-он, я-он и т.д.)?
3. Какая явная декларируемая цель в этом взаимодействии?
4. Какое негативное чувство испытывается вами, когда взаимодействие завершено (расплата за нарушение родительских запретов)?
5. Как вы после этого негативного чувства «заботитесь» о себе или делаете что-то для себя (например, чтобы выйти из этого негативного чувства): даете возможность себя пожалеть, повысить свою самооценку, делаете для себя что-то приятное и т.д.? Это и есть истинная скрытая цель вашей психологической игры.

Примеры некоторых психологических игр:
  1. «Все из-за тебя…» Делает ошибку, потом винит другого в своих неудачах, не видя причин в себе. Скрытая цель – возвышение над другим человеком.
  2. «Пните меня…» Сначала нападает на других, а затем попадает в ситуацию, где обвиняют его. Скрытая цель – понять, что «мир несправедлив», поднятие самооценки.
  3. «Да… но…» - сначала запрашивается помощь, потом предложенная помощь отвергается как неприемлемая и неподходящая. Скрытая цель – «Я сделаю вас!»
У зрелой личности нет надобности в психологических играх, так как такой человек способен достигать близости и удовлетворять свои психологические цели открыто.

Выход из игры:
  1. Осознание игры и ходов в ней.
  2. Осознание скрытых психологических целей в игре (какие цели преследует Д в этой игре).
  3. Изменение взаимодействия с игрового на открытое.
  4. Найдите другие конструктивные способы удовлетворения потребностей Д.
  5. Проработайте запреты Р, которые мешают прямому удовлетворению потребностей. Д.
Способы общения, помогающие пресекать психологические игры в общении:
1. Прямо переспрашивайте, когда вы имеете дело с двусмысленными или неясными посланиями «Правильно ли я вас понял?». Сами избегайте двусмысленных посланий, выражайтесь ясно и конкретно, переспрашивайте, правильно ли вас поняли?
2. Переключайтесь на позитивные позиции общения: дружелюбие, принятие критики, благодарность, юмор и самоирония (но не сарказм и не черный юмор) и т.д.
3. Открыто и с уважением заявляете о том, что вам не нравится в общении, оставляя при этом за другим право оставаться таким, какой он есть.
4. Открыто заявляете о негативных чувствах, которые возникли у вас в ходе взаимодействия.
5. Если вы чувствуете, что вовлекаетесь в игру или сами начинаете ее вести, лучше сразу выйдите из взаимодействия, с тем чтобы обдумать, как вы этих ситуации можно поступать.
Употребление часто является психологической игрой, где явная цель, явные положительные последствия употребления, скрытые – другие цели, удовлетворяющие потребности Д.

Примеры игр употребления:
  1. «Тусовка». Скрытая цель – общение. Зависимый начинает употреблять ради общения, которого ему не хватает в трезвости. Выход из игры – получить общение в трезвости для Д.
  2. «Вот он — Я!». Скрытая цель – получение негативного внимания. Зависимый начинает употреблять ради получения негативного внимания, которого ему не хватает в трезвости. Выход из игры – искать положительные способы получения внимания в трезвости.
  3. «Я сделаю вас!» Скрытая цель – выражение протеста, получение свободы. Зависимый начинает употреблять ради борьбы за свою самостоятельность, протеста против диктата близких. Выход из игры – учиться защищать свои границы без употребления.
  4. «Я накажу вас!». Скрытая цель – наказание значимых лиц. Зависимый начинает употреблять ради наказания близких за что-то. Выход из игры – учиться выражать неодобрение либо прощать другими способами.
  5. «С меня взятки гладки» Скрытая цель – снятие с себя ответственности. Зависимый, когда в жизни ему приходится брать слишком большую ответственность, начинает употреблять, чтобы снять ее. Говоря это как-бы: «Что с меня взять, алкоголика-наркомана». Выход из игры – учиться брать ответственность на себя.
  6. «Я накажу себя!». Скрытая цель – выполнение детского послания: «Я должен быть наказан!». Зависимый начинает употреблять ради самонаказания, за что либо (за какой-то проступок, либо достижение, которое противоречило родительским запретам). Выход из игры – учиться самопрощению.
  7. «Я убью себя!». Скрытая цель – выполнение детского послания «Умри!». Зависимый начинает употреблять ради выполнения послания из детства: «Умри!». Выход из игры – получить внутреннее разрешение для себя: «Живи!».
Многие разрешения, снятие родительских запретов и приказов, конструктивное удовлетворение потребностей Д может быть достигнуто только в процессе глубокой психотерапии. Это является задачей 4-го этапа выздоровления «Социальная стабилизация» и обычно делается не ранее 3-4- года выздоровления.
Чтобы оставаться трезвым, не проработав детские травмы, зависимому необходима система поддержки, которая компенсировала бы негативные внутренние приказы и запреты, а также помогала удовлетворять положительные потребности во внимании, общении, принятии другими и т. д.

Задания к теме «Психологические игры»:
  1. Пользуясь вопросами «Как распознать игру», найдите пять своих «любимых» игр в общении. Какие последовательности ходов в этих играх, расплаты, скрытые цели?
  2. В каждой из найденных игр проанализируйте, какие неудовлетворенные потребности заставляют его начинать игру и какие запреты мешают удовлетворению этих потребностей? Как вы можете удовлетворить эти потребности положительным способом? Как вы можете снять внутренние запреты Р?
  3. Какие скрытые цели есть в вашем употреблении?
  4. Приведите примеры начала употребления, когда вы объясняли его одним. Но на самом деле это было игрой, удовлетворяющей потребности. Д.
  5. Как вы можете учиться удовлетворять потребности без употребления и снимать запреты без употребления?
6. Какие негативные внутренние родительские послания вам будет необходимо проработать в будущем, чтобы обезопасить себя от употребления?