Лень


Определение лени. Негативная и позитивная мотивация. Зона комфорта. Способы развития мотивации. Блоки выздоровления. Шкала лени.

1. Лень
Выздоровление сравнивают с движением вверх по эскалатору, который движется вниз – даже для того, чтобы оставаться на месте, необходимо предпринимать усилия. Если из-за лени человек ничего не делает (или делает недостаточно) для своего выздоровления, начинается процесс срыва – ухудшение психологического состояния, которое в итоге приводит к употреблению.
Лень – это отсутствие желания что-либо делать.
Лень бывает позитивной и негативной. Позитивная лень сигнализирует об усталости, способ работы с ней отдых и пересмотр режима жизни. При позитивной лени мотивация присутствует, но не хватает сил для ее исполнения. При негативной лени отсутствует сама мотивация, либо она чем-то заблокирована.

Негативная мотивация – желание уйти от проблем. Позитивная мотивация – желание достигнуть чего-то хорошего. Зона комфорта – отсутствие мотиваций (негативной – нет неприятностей, от которых человек хочет уйти; позитивной – нет желания чего-то достичь); человеку комфортно в том состоянии, в котором он находится, у него нет желания прилагать усилия для изменения жизни и себя.
У зрелой личности зоны негативной и позитивной мотивации пересекаются, у него всегда присутствует мотивация для изменений (негативная или позитивная).

У зависимого зона негативной и позитивной мотивации разделены зоной комфорта.
Зависимый начинает выздоравливать из-за негативной мотивации – он желает уйти от проблем, которые создало его употребление. Со временем выздоровления часть проблем решаются, память о них притупляется – зависимый выходит из зоны негативной мотивации, и попадает в зону комфорта. У него пропадает желание что-то делать для своего выздоровления, так как негативная мотивация уже ушла, а положительная еще не появилась. Когда он останавливается в выздоровлении, то незаметно для него начинается процесс движения назад к употреблению (процесс срыва).

2. Как развивать мотивацию к выздоровлению
Развитие позитивной мотивации: 1.) Знать цель – помнить, к чему стремитесь в выздоровлении, «зачем я выздоравливаю?», ставить и пересматривать свои цели в трезвой жизни, дополнять и улучшать их; в повседневных делах осознавать, зачем я делаю это дело (делать осознанно); 2.) Анализ достижений – периодически пересматривать свои положительные достижения в трезвости; 3.) Планирование – составлять реалистичные планы и выполнять их; 4.) Брать пример – смотреть, чего достигли другие «хорошо» выздоравливающие алкоголики.

Развитие негативной мотивации: 1.) Помнить дно – помнить, откуда пришел и куда можешь вернуться; 2.) Анализ «поражений» – периодически анализировать, что потерял (или чего мог достичь, но не достиг) из-за того, что ленился, и что могу потерять (не достигнуть), если буду продолжать лениться дальше; 3.) Негативный пример – смотреть, чего достигли зависимые, прекратившие работать над своим выздоровлением.
Способы «силы воли»: 1.) Даже если не хочется, заставлять себя сделать минимальный необходимый уровень; 2.) Разбивать задачи на мелкие части и выполнять их по частям; 3.) Правильно организовывать отдых.

3. Блок на выздоровление
Мотивация выздоравливать может присутствовать, но блокироваться другими причинами:
1.) Неверие в свои силы: боязнь, что выздоровление не выйдет, что ничего не получится и поэтому нет смысла стараться (выздоровление не для меня). Следует изменить отношение к неудачам: если у меня не получится, я все равно ничего не теряю (просто останусь где и сейчас – в употреблении); а если получится только выиграю (договор с собой про попытку выздоровления).
2.) Сопротивления: сопротивление психологических защитных механизмов изменениям личности. Для преодоления сопротивления необходима специальная работа.
3.) Низкая самооценка: зависимый считает себя недостойным выздоровления, «конченым наркоманом или алкоголиком», которому ничего хорошего из-за его плохости «не светит». Следует работать с самооценкой и развивать принятие себя.
4.) Своеволие: нежелание подчиняться рекомендациям выздоровления, желание делать все по-своему. Необходимо учиться принятию рекомендаций, непредвзятости, смирению.

4. Шкала лени и примеры работы с ней
0 баллов. Присутствует желание заниматься полезными делами. Следует следить за режимом отдыха – не перерабатываться (как минимум каждый час отдыхать 10-15 мин.). Отмечать положительные результаты как следствие выполненных дел.
1 балл. Отсутствует желание заниматься полезными делами. Начать выполнять дела, попытавшись увлечь себя во время их выполнения.
2 балла. Нежелание заниматься делом. Вспомнить, зачем мне нужно этим заниматься, ради чего я делаю – замотивировать себя положительными целями, которые вы можете достигнуть в результате выполнения этих дел. Вспомнить, от чего я ухожу и к чему могу вернуться, если не буду этого делать.
3 балла. Лень влияет на поведение. Распланировать режим занятий, включив обязательный отдых. При этом более важные дела следует поставить на первое место, менее важные на второе и т.д. Ограничить время занятий (я буду заниматься этим не более ____ мин., несмотря на то успею я все сделать, или нет).
4 балла. Труднопреодолимая лень. Делать работу по маленьким частям, дав себе обещание сразу прекратить ее, как только станет «невмоготу». Главное начать, а не закончить.
5 баллов. «Блок» на занятие полезными делами. Сменить вид деятельности. Заниматься тем, чем можете. Обязательно проконсультироваться с консультантом и разобрать причины «блоков».

Лень может привести к остановке выздоровления и в итоге к срыву. Лень бывает позитивная и негативная. Позитивная лень дает человеку понять, что он выполняет нагрузки, превышающие его возможности. Работа с позитивной ленью – отдых и пересмотр режима жизни. Негативная лень – возникает из-за отсутствия мотивации или ее блокировки. Работа с негативной ленью – развитие мотивации и работа с блоками.