Лекция 48. Треугольник Карпмана и зависимость
Треугольник Карпмана. Роли Жертвы, Спасателя, Преследователя. Связь треугольника Карпмана и зависимости. Выход из ролей. Треугольник партнерства.

Все психологические игры сводятся к трем ролям: Преследователь, Спасатель, Жертва.
Все эти три роли дополняют друг друга. Взаимоотношения по принципу «преследователь-спасатель-жертва» называются «треугольником Карпмана» (треугольником власти) и «драматический треугольник».
Основные цели, которые подсознательно преследует зависимый, входят в каждую из ролей – получение негативного внимания, снятие с себя ответственности, стабилизация самооценки, выполнение негативных детских программ и т. д.
В каждой из ролей отсутствует состояние Взрослого, и взаимодействие происходит только между детским и родительскими состояниями.

Роль Жертвы.
Поведение пассивное, жалобы демонстрирует свою нежизнеспособность; действует так, как будто не имеет ресурсов для решения своих проблем (или кто-то другой должен измениться, чтобы он был счастлив); действует так, как будто его нужда настолько остра, что не оставляет ему возможности решать проблемы (не может думать и чувствовать одновременно).
Цели/желания сдать свою территорию, быть спасенным, быть наказанным.
Эмоции — жалость к себе, обида, стыд, беспомощность, страдание и т.д.
Мышление: меня не должны решить сами свои проблемы. Я в тупике, моя ситуация неразрешима, со мной несправедливо поступили и т. д.
Выгоды роли жертвы: получение негативного внимания и заботы, снятие с себя ответственности, стабилизация своей самооценки с помощью позиции страдания, выполнение детских приказов (в основном «Умри!»).
Отношения с другими ролями: Жертва-Преследователь. Человек в роли жертвы самостоятельно находиться не может, так как в любой ситуации возможно предпринять хоть какие-то действия. Поэтому жертве нужен преследователь для оправдания своей беспомощности. («При такой жене нельзя не пить!...», «Это меня друзья заставляют употреблять!..»). Жертва-Спасатель. Спасатель необходим Жертве как оправдания неразрешимости ситуации. Кому Жертва обращается за спасением? А потом всячески это спасение саботирует, чтобы затем сказать: «Вот видишь, ничего не получилось!».

Роль Преследователя.
«Поведение агрессивное, обвинения действуют как-бы исключительно в своих интересах. Направлен на поиск недостатков и ошибок у других; находится постоянно в отрицательной, критикующей позиции к другим; контролирую действия других.
Цели/желания захватить чужую территорию, наказать других.
Эмоции — злость, чувство превосходства, злость бессилия, ненависть, ярость.
Мышление: Мне (не) должны делать все по моему, других нужно контролировать, провинившихся нужно наказывать и т. д.
Выгоды роли преследователя: получение негативного внимания (в виде страха и злости), снятие с себя ответственности (в виде обвинений других в своих неудачах), стабилизация своей самооценки с помощью позиции силы, выполнение детских приказов (в основном - «Убей других!»).
Отношения с другими ролями: Преследователь-Жертва. Жертва необходима преследователю для удовлетворения своих стремлений к контролю и наказанию. Преследователь-Спасатель. Спасатель необходим преследователю для предотвращения полного наказания Жертвы (так как тогда наказывать будет некого).

Роль спасателя.
Поведение пассивно-агрессивное, действия, направленные на спасение других (при этом жертвует и забывает про себя); делает то, что не хочет делать; спасение происходит так, что в конце все равно все остаются недовольными, а проблемы не решаются.
Цели/желания выставление барьеров.
Эмоции вины, справедливого гнева, раздражение.
Мышление: Я (не) должен помочь. Другие не справятся без моей помощи. Я должен предотвратить беду и т. д.
Выгоды роли спасателя: получение негативного внимания, снятие с себя ответственности (в виде решения чужих проблем вместо своих), стабилизация своей самооценки, выполнение детских приказов (в основном - «Не спасай себя!»).
Отношения с другими ролями: Спасатель-Жертва Жертва необходима Спасателю для удовлетворения своих стремлений к спасению. Спасатель-Преследователь. Преследователь необходим для предотвращения полного спасения жертвы (так как тогда спасать будет некого).
Взаимоотношения с другими у зависимого происходят в основном по принципу треугольника Карпмана. Такие отношения являются заменой истинной близости. При постоянном общении по принципу психологических игр (по «треугольнику Карпмана») накапливаются негативные чувства расплаты (негативные чувства, которые испытывает каждая из ролей), что приводит к прогрессированию процесса срыва и к возврату в употребление.

Выход из игры в драматический треугольник.
Роль жертвы (учись помогать себе сам). Для прекращения игры в жертву следует научиться брать ответственность за свою жизнь на себя. Для этого следует начинать искать собственные пути выхода из кризиса, строить планы и осуществлять их. Провокациям со стороны преследователя следует не отвечать подчинением (переходом в роль Жертвы), а реагировать следует спокойно и равнодушно. Провокациям со стороны Спасателя в виде попыток взять ответственность за решение ваших проблем на себя следует отвечать спокойным отказом, не поддаваясь (Жертва), и не нападая (Преследователь).
Роль преследователя (ищи ошибки сначала в себе). Для прекращения игры в преследователя необходимо перестать обвинять в проблемах других, а брать на себя ответственность за их решение. При этом провокациям со стороны жертвы в виде специально создаваемых проблем следует отвечать их спокойным решением, без обвинений жертвы. А провокациям спасателя (в виде подстрекания на преследование жертвы) отвечать игнорированием.
Роль спасателя (спаси сначала себя). Выходу из игры в Спасателя способствует прекращение решения чужих проблем и начало решения своих. При этом на провокации жертвы в демонстрации своих проблем и беспомощности в их решении следует отвечать игнорированием. Провокациям преследователя в виде демонстративного наказания жертвы лучше всего отвечать игнорированием.

Треугольник Партнерства: Ученик-помощник-учитель.
Ученик.
Отличаются от Жертвы тем, что сохраняют доступ к здравомыслию взрослого и участвуют в решении своих проблем. При решении проблемы они могут наряду с другими вариантами попросить о помощи, ресурсах и поддержке, понимая при этом, что если получат отказ от человека, которого просили о помощи, то они найдут другие способы удовлетворения своих потребностей. Способен рассматривать любые трудности как уроки, Оценивает, какая нужна помощь, и просит ее. Признает и принимает знания и точку зрения других. Признает свои способности к решению проблем и независимости.
Учитель.
Способны отстаивать свои права, при этом целью не является задевание прав других. Может обучать, контролировать процесс, брать на себя ответственность в здравом руководстве. В отличие от преследователя, целью является не наказание и подавление других, а реальное исправление и контроль ситуации. Не вмешиваются в ситуации, в которых не могут помочь. Ищут сначала свои недостатки и развивают сначала свои способности.
Помощник.
Отличаются от Спасителей тем, что они уважают способность Ученика мыслить, решать проблемы и просить того, что хотят. Не вмешиваются, если не просят и если они не хотят. Если они хотят, они могут предложить определенную помощь. Используют свои способности, чтобы анализировать и решать сначала собственные проблемы. Если не хотят помогать, уверенно отказываются без чувства вины. Позиция «Сначала я, а потом другие».
Задание для темы «Треугольник Карпмана»:
  1. Вспомните 5 случаев, когда вы входили в роль жертвы. Как бы вы могли выйти из этой роли?
  2. Вспомните 5 случаев, когда вы входили в роль Преследователя. Как бы вы могли выйти из этой роли?
  3. Вспомните 5 случаев, когда вы входили в роль Спасателя. Как бы вы могли выйти из этой роли?