Лекция 51. Духовные основы зависимости

Определение духовности. Определение смысла жизни. Понятия Бога-цели и Бога-средства. Псевдодуховность. Общечеловеческие универсальные "добродетели". Зависимость как следствие отсутствия смысла.

Любая деятельность может продолжаться только при наличии цели. (Зачем я это делаю?.. Что я хочу получить в итоге?).
Если цели нет, то деятельность либо прекращается, либо превращается в игру (человек делает что-то не ради цели, а ради самого процесса).

Жизнь — это тоже деятельность. Если у жизни не будет цели, то жизнь как деятельность прекратится (превратится в существование без интереса, со скукой и апатией), либо выродится в игру (с ощущением ненастоящности жизни, бессмысленности, притворства). Поэтому в жизни необходим смысл (смысл жизни — Это и есть цель, к которой жизнь движется).
Цель любой деятельности лежит за ее пределами (результат деятельности не является частью самой деятельности). Поэтому цель жизни тоже лежит за ее пределами – цель жизни находится за чертой смерти. Чтобы понять свой смысл жизни, человеку необходимо найти свою цель после смерти, к чему он движется за пределами этой жизни.

Смыслом жизни не может быть накопление материальных благ, карьера, социальный рост и т.д., так как после смерти они не играют роли. Таким же образом не может быть смыслом жизни и получение различного рода удовольствий (от физиологических, до психологических). Также смыслом жизни не может быть и приобретение знаний, либо усовершенствование себя в какой-либо области навыков. Все эти цели лежат в пределах жизни, и ее смыслом, быть поэтому не могут.
Так как здравый человек желает для себя блага, то и целью его жизни будет благо. В таком случае смыслом жизни является некое благо, которое человек может достичь после смерти. Так цель жизни — это наивысшая из целей, то и благо это должно быть наивысшим. Следовательно, смыслом жизни не могут быть некие возможные материальные блага после смерти, а также не могут быть внутреннего удовлетворения. Так как более высоким уровнем блага есть одушевленное – личность. Причем это идеальная личность, представляющая из себя наивысшее благо. Поэтому цель жизни – это встреча после смерти с идеальной личностью, воплощающей в себе наивысшие возможные блага.
Идеальную личность, ожидающую человека после смерти и воплощающую в себе наивысшие блага, называют Богом.
Человеку не дано знать, есть ли жизнь после смерти и существует ли Бог. Человек может только поставить себе цель жизни, стремиться к Богу, и тогда жизнь человека приобретает смысл. Без Бога жизнь бессмысленна. То есть Бог — это не нечто реально, существующее в этой жизни, это некая идеальная цель за пределами жизни, встреча, к которой человек стремится после смерти. Верующий человек не знает, есть ли Бог, он верит в него как цель движения в своей жизни и движется к нему в независимости от знания (как в любой цели,.Человек стремиться к ней, не зная точно, достигнет он ее или нет). Этим вера отличается от убежденности (знания) в существовании Бога.
Если цель жизни — это встреча с Богом, то сама жизнь – это подготовка к этой встрече, путь к Богу.

Полноценная встреча может быть только между равными. Поэтому подготовка к встрече с Богом есть стремление стать подобным Богу, стремление к обожествлению. Промежуточная цель жизни – обожествление. Стать Богом с маленькой буквы (стать достойным встречи с Богом). Но само стремление к обожествлению есть только промежуточной целью (средством) для достижения более высокой цели: встречи с самим Богом.

Взгляд на жизнь, как на путь движения к Богу - называется духовным.
Путь к Богу может быть только внутренним (внутреннее духовное развитие). Духовными вопросами являются только такие вопросы, которые касаются целей человека после смерти.
Духовность занимается вопросами жизни человека в контексте того, куда человека придет после смерти. Гипотетический мир за пределами жизни (жизнь после смерти) называется духовным.
Личность, воплощающая в себе наивысшие блага, может быть только доброй. Поэтому путь к Богу (путь уподобления Богу) заключается в том, чтобы становиться добрее. Поэтому любой жизненный путь, декларирующий путь к Богу, но при этом не делающий человека добрее, является ложным.
Путь к Богу заключается также в развитии других качеств, называемых духовными (или добротворцами). Разные религии по разному видят Бога в качестве воплощаемых им благ, и поэтому по разному видят духовные качества. Однако современные исследования показали, что есть универсальные духовные качества, присутствующие во всех религиях. Так, выявили шесть универсальных добродетелей: любовь и доброта, мужество, справедливость, смирение, трансцендентальность (нацеленность на рассмотрение вопросов, выходящих за пределы жизни, о том, что будет после смерти) Развитие этих добродетелей (с целью встречи с Богом) и может являться духовным путем.

Другой подход к пониманию, какие внутренние качества в себе развивать. Есть представление о том, каким человек уйдет в «другой мир». Например, понимая, что в этом мире остаются все материальные, социальные и т. д. блага, а «забирается» с собой только внутреннее, следует представить себе, в каком состоянии души хотели бы умереть. Такое состояние души, в котором хотели бы умереть (в котором не страшно будет уйти в другой мир и встретиться с Богом) и может быть промежуточной целью жизни.
Если человек не ставит себе за цель жизни встречу с Богом (к примеру, является по взглядам материалистом), однако внутренне развивается в сторону доброты и остальных духовных качеств, он все равно приближается к Богу. Наоборот, если человек декларирует за цель жизни встречу с Богом, однако при этом не развивается, а наоборот, уменьшает в себе духовные качества (становится злее, глупее, трусливее и т.д.), то он все равно отдаляется от Бога.

Духовный путь есть представление Бога (личности, воплощающей идеальные блага) как цели жизни и развитие в себе духовных благ (качеств, добродетелей) с целью подготовки к встречи с Богом. Хотя различные религии различаются в представлении Бога и воплощающих им благ, есть все некие «универсальные» блага (добродетели), похожие практически во всех религиях.
Есть течения, которые декларируют непосредственное присутствие Бога (либо других высших сил) уже в этой жизни. В таком случае, жизнь человека лишается смысла (ведь если Бог есть уже тут, то человеку не к чему стремиться).


Обычными результатами рассмотрения Бога или других высших сил как того, что уже присутствует в этой жизни, являются:
а) Фанатизм и слепое подчинение неким «духовным принципам» (духовные принципы рассматриваются не как идеальные ориентиры, к которым человек стремится, а как непреложные законы, которые человек должен соблюдать «здесь и сейчас». Современными представителями являются различные тоталитарные секты с жесткими устоями.

б) Магизм – непосредственное общение с «духовным миром» с целью получения неких благ в этой жизни. Современными представителями являются различные течения Нью Эйдж, эзотерика и т.д.

Псевдодуховность занимается вопросами непосредственного присутствия Бога и высших сил уже в этой реальной жизни.
При зависимости смыслом жизни человека становится употреблении. При прекращении употребления смысл жизни зависимого теряется. Это проявляется в отсутствии интереса к трезвой жизни, апатии, скуке и т.д., а также в поиске удовольствий «здесь и сейчас» в ущерб внутреннему развитию. Поэтому с одной стороны, в выздоровлении необходимо находить смысл жизни, то есть «искать Бога». Однако существует опасность найти «ложного Бога». Бог – наивысшая цель жизни, лежащая за пределами смерти. Однако зависимый, в силу личностной деградации, неспособен ставить хоть какие-то цели, даже маленькие, не говоря уже о дальних или о наивысшей цели жизни. Поэтому для того, чтобы адекватно поставить себе цель жизни, необходимо личностно восстановиться настолько, чтобы обрести эту способность. Поэтому духовными вопросами следует заниматься в конце выздоровления, уже приобретя достаточное здравомыслие и психологическую стабильность для этого, а не в начале.
Так в модели Интегративного личностно-ориентированного развивающего подхода (ИЛОР) предлагается вплотную заниматься духовными вопросами на шестом этапе выздоровления (не ранее 4-5 лет трезвости). До этого предлагается кардинально не пересматривать без острой на то необходимости свои взгляды на веру и религию.
На первых порах выздоровления при чрезмерной концентрации внимания на духовных вопросах из-за недостаточного уровня здравости и психологической нестабильности существует серьезная опасность «скатывания» в псевдодуховность, магизм, становления на «ложные» духовные пути, образования религиозной зависимости. Все это ведет опять к личностной деградации и отдалению от Бога. Наоборот, когда человек в выздоровлении занимается своим внутренним восстановлением, решением психологических проблем и т.д., даже не занимаясь вплотную духовными вопросами, зависимый все равно идет по пути приближения к Богу. Зависимый, занимающийся своим выздоровлением, в любо случае приближается к Богу.

Задание для темы «Духовность и зависимость»:
  1. Как вы ощущаете отсутствие смысла в вашей жизни?
  2. Опишите, если бы вы хотели встретиться с Богом после вашей смерти, то каким благами (качествами) это Бог бы обладал?
  3. Опишите свое душевное (психологическое) состояние, в котором вы бы были готовы умереть.
  4. Какие качества вам необходимо развивать в себе для подготовки к смерти как переходу в иную духовную жизнь?