Сценарий жизни зависимых


Свободный, адаптивный, бунтующий ребенок. Истинное Я, адаптационное и компенсационное ложное Я. Жизненный сценарий. Отношение к ребенку, как условия формирования сценария.

Человек рождается с заложенной предрасположенностью к добру, развитию, ответственности и т.д. Чтобы эта предрасположенность развилась в человеческие духовные качества необходимы специальные условия, в которых присутствует адекватный баланс между поддержкой, контролем и свободой. Когда такие условия не созданы, изначально заложенные положительные качества могут не развиваться, а начать развиваться изначально несвойственные человеку негативные качества.
Человеческая личность состоит из трех частей: Д (Дитя), Р (Родитель), В (Взрослый). В возрасте до 5-6-ти лет идет развитие главным образом части личности Д (Дитя).

Если условия для развития Д подходящие, то развиваются заложенные положительные качества – развивается Истинное Я (СД – спонтанный ребенок). Спонтанный ребенок: представления (глубинные убеждения) о себе, других и мире – Я хороший, Другие хорошие, Мир хороший (Я ОК, Ты ОК, Мир ОК); чувства – истинные доверия, близости, интереса, активности и т.д.; самооценка внутренняя высокая, внешняя адекватная; желания – к близости, развитию, добру и т.д.; поведение – открытое, спонтанное.

Если условия для развития Д неподходящие, то ребенку необходимо для выживания адаптироваться к негативным условиям. Он подавляет развитие своих заложенных положительных качеств, и развивает негативные, необходимые для адаптации к внешних негативным условиям. Тогда развивается Ложное Я (АД – адаптивный ребенок). Адаптивный ребенок: (глубинные убеждения) о себе, других и мире – я плохой, другие плохие, мир плохой (Я не ОК, Ты не ОК, Мир не ОК); чувства – сценарные небезопасности, одиночества, подавленности, пассивности и т.д.; самооценка внутренняя низкая; желания – закрыться, запрятаться и т.д.; поведение – закрытое, скованное. Ложное Я при этом делится на две части – сначала развивается адаптационное Ложное Я (Д адаптируется в ущерб себе к негативным внешним условиям развития). При этом личности в АД страдает, и пытается эти страдания компенсировать. Так развивается следующий слой Ложного Я – компенсационное Ложное Я (или БД – бунтующий ребенок). Так если в АД (адаптивном Ложном Я) развились представление о себе как о неудачнике, то в БД (компенсационном Ложном Я) может развиваться неадекватное стремление к совершенству и сверхдостижениям.

На основе детских убеждений и представлений о себе, других и мире до 5-6 лет составляется предварительный план жизни – Жизненный Сценарий. Жизненный Сценарий – это неосознанный план жизни, который человек составляет в раннем детстве. Сценарий – это созданная в детстве жестко заданная программа жизни. Сценарий всегда негативен, так как жестко ограничивает свободу человека.
Пример: ребенок в детстве получал от матери послания «Ты дебил, сдохнешь как твой папаша от водки!». У ребенка формируются негативные представления о себе и мире, и на их основе составляется трагический сценарий жизни: «Я плохой и достоин только умереть от алкоголя!». Потом этот сценарий реализуется во взрослой жизни в виде алкоголизма.

Сценарий соответствует адаптационному Ложному Я (адаптивному ребенку АД). Однако жить по сценарию болезненно, и ребенок ищет условия, при которых сценарий не будет реализовываться. Такие условия называются Контрсценарием, соответствует компенсационному Ложному Я (бунтующему ребенку БД). Пока человек следует условиям контрсценария, его сценарий не реализовывается, однако как только эти условия не выполняются, человек начинает жить по программе, заданной сценарием. Сценарий всегда сильнее контрсценария, и рано или поздно человек все равно переходит из программы контрсценария в сценарий.

Пример: ребенок в детстве получал послания «Ты ничего не умеешь, у тебя ничего не получается!». У ребенка формируются негативные представления о себе и мире, и на их основе составляется сценарий жизни: «Я неудачник и не должен ничего достигнуть в жизни!». Жить в программе этого сценария болезненно, и создается контрсценарий «Пока я буду лучшим, я не буду неудачником!» Человеку по программе контрсценария приходится всегда и во всем быть лучшим.

При негативном развитии (Ложное Я) ребенок составляет для себя негативный план жизни. Есть разные степени негативизма Сценариев, у зависимых это обычно наиболее негативный сценарий – трагический, включающий в себе смертельный конечный исход.
Обычно жизнь зависимого следует следующей траектории. Реализовывая свое трагический сценарий, у него развивается зависимость. Если у него был развит контрсценарий, то следуя ему зависимый на некоторое время может оставаться трезвым (пока выполняются условия контрсценария), но потом все равно идет срыв. Переходов из сценария употребления в контрсценарий воздержания за время употребления может быть от одного до множества раз.

Пример: сценарий «Я ничего не стою, должен все потерять и умереть от наркотиков!». Контрсценарий «Если я буду успешным, то имею право не употреблять и жить!». Зависимый выходит из употребления и начинает добиваться многого в жизни. Однако, когда его контрсценарий успеха перестает работать, обратно главной становится программа сценария, зависимый срывается и теряет все, чего достиг в трезвости.

Настоящее выздоровление заключается в отказе от сценария, а не в переходе в контрсценарий. Однако работа со сценарием возможна на сроках выздоровления минимум от 2-х лет (а в большинстве случает от 3-4-х). Поэтому в выздоровлении на первых этапах создается новый контрсценарий (или поддерживается старый, если он был адекватным), позволяющий оставаться длительное время трезвым.