Лекция 45. Транзакции в общении зависимых


Что такое транзакции. Горизонтальные и вертикальные транзакции. Параллельные и пересекающиеся транзакции. Открытые и скрытые транзакции. Правила здорового общения.

Транзакции – это единицы общения, единичное сообщение, которое идет от одного человека к другому. Из последовательности транзакций выстраивается общение.

Личность человека состоит из трех субличностей: Взрослого (обозначается букой В, отвечает за принятие обдуманных решений, дальние цели, управление жизнью, ответственность, защита, анализ и т.д.), Родителя (обозначается буквой Р социальные нормы и стандарты, программы поведения в стандартных ситуациях, моральные и этические нормы и т.д.), Ребенка (обозначается букой Д (дитя), отвечает за спонтанность, эмоциональное ощущение жизни, игривость, отдых, веселость и т.д.). Транзакция может быть направления из каждой субличностей одного человека в каждую субличность другого человека.

Горизонтальные и вертикальные транзакции
Транзакции делятся на вертикальные (между субличностями разных уровней РД, ВР, ВД) и горизонтальные (равный-равному ВВ, РР, ДД).
При воспитании детей транзакции в основном вертикальные Родитель – Ребенку (РД – забота), Взрослый – Родителю (ВР – обучение), Взрослый – Ребенку (ВД – защита). При взрослении транзакции становятся горизонтальными Ребенок – Ребенку (ДД – близость, игра), Родитель – Родителю (сотрудничество, общность), Взрослый – Взрослому (ВВ – сотворчество, договоренности).

В окружении зависимых (созависимой семье) обычно обращение к зависимому РД. Чтобы подстроиться к такому взаимодействию, зависимому нужно отключить Взрослого, и для этого он употребляет, чтобы регрессировать в Ребенка. Употребление еще больше ослабляет В, зависимый еще больше становится неспособен отстоять позицию общения ВВ, и он еще больше употребляет, чтобы регрессировать и подстроиться к навязанному общению РД. То есть вертикальные транзакции (неравное общение) приводят к употреблению, как способу регрессировать, а регрессия приводит к усилению неравного общения – образуется замкнутый круг. Для выздоровления необходимо учиться выстраивать общения на принципе горизонтальных транзакций.

Также вертикальные транзакции приводят к общению в стиле «победитель-побежденный», коммуникационной борьбе, негативным эмоциям, невозможности достигнуть близости в общении. При горизонтальных транзакциях происходит общение в стиле «равный – равному», «победитель-победителю», уважение себя и собеседника, совместная выгода от общения, возможность тесного контакта.

Параллельные и пересекающиеся транзакции
Параллельные транзакции – из какой субличности в какую была направлена транзакция, в таком же направлении пришла ответная транзакция (РД-ДР, ВВ-ВВ, ВР-РВ, ВД-ДВ). Пересекающиеся транзакции – ответ пришел из не той субличности, к которой посылалось сообщение, или в не ту субличнось, из которой транзакция исходила (РД-ДД, ВВ-РД и т.д.).
Законы общения: пока общение состоит из паралельных транзакций, оно в принципе может продолжаться бесконечно долго. Если в общении появляется пересекающаяся транзакция, это приводит к взаимонепониманию, перестройке стиля общения, негативным чувствам. Если человек желает прекратить общение или перевести его в другое русло, он может воспользоваться пересекающейся транзакцией. Для положительного прекращения общения это должны быть транзакция Взрослый – Взрослому (ВВ). Эффективное общение состоит из паралельных транзакций.

Зависимые, когда к ним обращаются из Родителя в Дитя, чтобы выйти в позицию «над другим» из-за недостатка позиции В прибегают к пересекающийся транзакции из своего Родителя в чужого Ребенка (общение в стиле пересекащихся транзакций РД-РД). Такое общение приводит к конфликтам. Часто, такое обращение невозможно из-за внутренних запретов и слабости Р. Тогда зависимый прибегает к помощи употребления, с помощью которого снимает запреты и как бы усиливает своего внутреннего родителя (употребление как наказание других, «назло» другим). То есть взаимодействие с помощью пересекающихся транзакций приводит к употреблению (как способу стать «выше», наказать других, назло и т.д.), но употребление еще больше усиливает взаимодействие по пересекающимся транзакциям (из-за еще большего ослабления внутреннего взрослого и родителя).
Кроме того, склонность зависимых к пересекающимся транзакциям приводит к конфликтному общению.

Открытые и скрытые транзакции
Транзакция состоит и рационального уровня (текст – что мы говорим), и эмоционального уровня (подтекст – как мы говорим). На эффективность общения на 20% влияет рациональный уровень (что мы говорим) и на 80% эмоциональный уровень (как мы говорим).
Открытая транзакция – когда текст и подтекст по смыслу совпадают (рациональное и эмоциональное сообщение несут одинаковый смысл). Скрытые транзакции – когда текст и подтекст по смыслу не совпадают (по тексту человек говорит одно, а его эмоциональная составляющая – другое). Как пример скрытых транзакций – эмоциональные интонации не соответствуют содержанию слов («Доброе утро!» сказанное с раздражением).

Скрытые транзакции используются для того, чтобы внутренний ребенок достиг желаемого в обход запретов внутреннего родителя. Такое общение называется психологическими играми, где осознанная и скрытые цели не совпадают – манипулятивное общение
Однако, когда Д достигает своей цели, обман перед Р раскрывается, что приводит к внутреннему самонаказанию. Одним из таких самонаказаний является употребление.

Пример психологической игры 1: внутренний ребенок проваливает работу, за которую взялся зависимый, зависимый в качестве самонаказания начинает употреблять.

Пример психологический игры 2: зависимый сам того не осознавая ввязывается в ситуацию, в которой ему приходится употребить (сознательно как бы не хочет, а ситуацию создал скрыто от сознания внутренний ребенок). Употребив, включается наказание внутреннего родителя – муки совести, чувства вины и стыда на похмелье.
Общение построенное на скрытых транзакциях приводит к взаимонепониманию, конфликтам, сложностям в общении.

Окружение зависимых общается с помощью вертикальных, пересекающихся и скрытых транзакций (неравное, конфликтное, манипулятивное взаимодействие), к которому зависимым приходится подстраиваться. Следствием такого взаимодействия является употребление (как способ регрессировать, стать в позицию выше, самонаказания). Кроме того зависимые привыкли к такому взаимодействию, и уходя из старого окружения, находят подсознательно новое окружение с такими же принципами общения, что опять приводит к употреблению. Для выздоровления зависимым необходимо учиться общаться с помощью горизонтальных, параллельных и открытых транзакций.

Для конструктивного общения также полезны следующие правила:
1. Личностность. Стремиться вести диалог как можно в более личностном ключе, использовать местоимения «Я», «Вы» вместо безличных конструкций, по возможности ссылаться на свой личный опыт и выражать свою точку зрения.
2. Определенность. Быть прямым и открытым, избегать всякой неопределенности и двусмысленности.
3. Четкость. Использовать короткие фразы, делать между ними паузы, так, чтобы собеседник имел возможность подумать над сказанным и задать вопросы.
4. Простота. Изъясняться простым языком (так, чтобы понял восьмилетний ребенок).
5. Конкретность. Выражаться как можно более точно и с конкретными примерами.
6. Логичность. Быть логичным и последовательным, так чтобы собеседник мог без труда проследить за нитью разговора и дополнить его собственным мнением.
7. Открытость. Следить за тем, чтобы эмоциональный уровень общения соответствовал его текстовому содержанию.