Психологические игры и зависимость


Определение психологических игр. Причины психологических игр. Виды игр. Психологические игры как причина зависимого поведения. Выход из игр.

Психологическая игра – последовательность ходов (транзакций) по взаимодействию с другими, в которой явно декларируется одна цель взаимодействия (социальная цель), но главной является другая скрытая, неосознаваемая цель (психологическая цель).
Пользуясь схемой структуры личности В (взрослый), Р (родитель), Д (ребенок), при игре кажется, что игрок действует из явно поставленных целей Р или В, но на самом деле игрой управляет Д, преследуя свои, неосознаваемые Р и В цели.
Игры являются способом Д удовлетворить свои потребности в обход запретам Р.

Главной скрытой целью в игре является удовлетворение потребности Д во внимании. Обычно, так как позитивными способами внимание получить не удается, Д ставит за цель получение негативных видов внимания. Однако могут быть и другие цели: снятие с себя ответственности, удовлетворение негативных родительских посланий (приказов) из детства, стабилизация самооценки, времяпровождение и т.д.
Так как любая игра нацелена на нарушение запретов Р, то в любой игре в конце следует расплата – наказание от Р к Д за нарушение этих запретов. Обычно это негативные чувства, но могут быть и материальные потери, урон здоровью, психике и т.д.

Как распознать игру:
1. Какая ситуация взаимодействия повторяется у вас снова и снова, причем с разными людьми, и оставляет плохие чувства?
2. Какая последовательность ходов в этом взаимодействии (я-он, я-он и т.д.)?
3. Какая явная декларируемая цель в этом взаимодействии?
4. Какое негативное чувство испытывается вами, когда взаимодействие завершено (расплата за нарушение Родительских запретов)?
5. Как вы после этого негативного чувства «заботитесь» о себе или делаете что-то для себя (например, чтобы выйти из этого негативного чувства): даете возможность себя пожалеть, повысить свою самооценку, делаете для себя что-то приятное и т.д.? Это и есть истинная скрытая цель вашей психологической игры.

Примеры некоторых психологических игр:
1.) «Все из-за тебя…» Делает ошибку, потом винит другого в своих неудачах, не видя причин в себе. Скрытая цель – возвышение над другим человеком.
2.) «Пните меня…» Сначала нападает на других, а затем попадает в ситуацию, где обвиняют его. Скрытая цель – понять, что «мир не справедлив», поднятие самооценки.
3.) «Да… но…» - сначала запрашивается помощь, потом предложенная помощь отвергается как неприемлемая и неподходящая. Скрытая цель – «я сделаю вас!»
У зрелой личности нет надобности в психологических играх, так как такой человек способен достигать близости и удовлетворять свои психологические цели открыто.

Выход из игр:
1.) Осознание игры и ходов в ней.
2.) Осознание скрытых психологических целей в игре (какие цели преследует Д в этой игре).
3.) Изменение взаимодействия с игрового на открытое.
4.) Найдите другие конструктивные способы удовлетворения потребностей Д.
5.) Проработайте запреты Р, которые мешают прямому удовлетворению потребностей Д.
Способы общение, помогающие пресекать психологические игры в общении:
1. Прямо переспрашивайте, когда вы имеете дело с двусмысленными или неясными посланиями «Правильно ли я вас понял?». Сами избегайте двусмысленных посланий, выражайтесь ясно и конкретно, переспрашивайте, правильно ли вас поняли?
2. Переключайтесь на позитивные позиции общения: дружелюбие, принятие критики, благодарность, юмор и самоирония (но не сарказм и не черный юмор) и т.д.
3. Открыто и с уважением заявляете о том, что вам не нравится в общении, оставляя при этом за другим право оставаться таким, какой он есть.
4. Открыто заявляете о негативных чувствах, которые возникли у вас в ходе взаимодействия.
5. Если вы чувствуете, что вовлекаетесь в игру или сами начинаете ее вести, лучше сразу выйдите из взаимодействия, с тем чтобы обдумать, как вы этих ситуации можно поступать.

Употребление часто является психологической игрой, где явная цель – явные положительные последствия употребления, скрытые – другие цели, удовлетворяющие потребности Д.

Примеры игр употребления:
  1. «Тусовка». Скрытая цель – общение. Зависимый начинает употреблять ради общения, которого ему не хватает в трезвости. Выход из игры – получить общение в трезвости для Д.
  2. «Вот он Я!» Скрытая цель – получение негативного внимания. Зависимый начинает употреблять ради получения негативного внимания, которого ему не хватает в трезвости. Выход из игры – искать положительные способы получения внимания в трезвости.
  3. «Я сделаю вас!» Скрытая цель – выражение протеста, получение свободы. Зависимый начинает употреблять ради борьбы за свою самостоятельность, протеста против диктата близких. Выход из игры – учиться защищать свои границы без употребления.
  4. «Я накажу вас!» Скрытая цель – наказание значимых лиц. Зависимый начинает употреблять ради наказания близких за что-то. Выход из игры – учиться выражать неодобрение либо прощать другими способами.
  5. «С меня взятки гладки!» Скрытая цель – снятие с себя ответственности. Зависимый, когда в жизни ему приходится брать слишком большую ответственность, начинает употреблять, чтобы снять ее, говоря эти как-бы «Что с меня взять, алкоголика-наркомана». Выход из игры – учиться брать ответственность на себя.
  6. «Я накажу себя!» Скрытая цель – выполнение детского послания «Я должен быть наказан!». Зависимый начинает употреблять ради самонаказания за что либо (за какой-то проступок либо достижение, которое противоречило Родительским запретам). Выход из игры – учиться самопрощению.
  7. «Я убью себя!» Скрытая цель – выполнение детского послания «Умри!». Зависимый начинает употреблять ради выполнения послания из детства «Умри!». Выход из игры – получить внутреннее разрешение для себя «Живи!».
Многие разрешения, снятие Родительских запретов и приказов, конструктивное удовлетворение потребностей Д может быть достигнуто только в процессе глубокой психотерапии. Это является задачей 4-го этапа выздоровления «Социальная стабилизация», и обычно делается не ранее 3-4-го года выздоровления.
Чтобы оставаться трезвым не проработав детские травмы, зависимому необходимо система поддержки, которая компенсировала бы негативные внутренние Р приказы и запреты, а также помогала удовлетворять положительные потребности Д во внимании, общении, принятии другими и т.д.