Любовь и ненависть

На протяжении всей своей жизни человек стремиться к любви. Что такое любовь? Приятное чувство, испытывать которое дело случая, нечто такое, что выпадает человеку в случае удачи? Или же любовь - это ис­кусство, которое требует знаний и усилий?
Вот что думает об этом чувстве известный американский психолог и философ Эрих Фром. Нам хотелось бы отметить, что это его личный взгляд на любовь. И было бы интересно узнать, как вы его оцените. Эрих Фром считает, что для большинства людей проблема состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы любить, уметь любить.

Конечно, любимым быть приятно, но что это значит для тебя? Это значит постоянно думать о том, чтобы возбуждать чувство любви к себе.
К этому можно идти различными путями. Если ты мужчина, можно по­пытаться стать богатым, сильным, удачливым. Если ты женщина - сделать себя как можно более привлекательной, тщательно следя за своим телом и одеждой.
И в том, и в другом случае жизнь твоя станет, подчинена од­ному желанию: понравиться другому. Значит другой человек, а не ты бу­дет определять твою жизнь.

Некоторые люди думают, что любить просто, а вот найти подходяще­го человека для своей любви трудно. Не легче ли сменить предмет своей любви, и каждый раз искать все новый и новый объект для нее? Но не станет ли тогда твоя жизнь состоять из непрерывной смены партнеров с обязательными для этого процесса расставаниями и новыми встречами? Не слишком ли много сил уйдет у тебя на это? Много сил и мало стабиль­ности? Если ты не хочешь привязывать ход твоей жизни к чувствам и поступкам других людей, считает Эрих Фром, тебе, прежде всего, необхо­димо осознать, что любовь - это искусство, а, значит, это зависит от тебя, насколько ты этим искусством овладеешь.

Если ты человек, создающий себя как отдельную личность, стремя­щийся познать себя и своего ближнего, то ты не станешь ожидать чь­ей-то любви к себе, как необходимую основу своего счастья. Ты будешь отдавать свою любовь, чувствуя благодарность за то, что ее приняли.
Тебе не нужно чьей-то благодарности в ответ на это чувство, ты сам будешь, благодарен человеку за принятие твоей любви.
Тем самым ты и только ты будешь определять свое душевное равнове­сие, и твое счастье будет зависеть от тебя самого. Что значит отда­вать?

Наиболее широко распространено мнение о том, что отдавать, зна­чит, отказываться от чего-то, стать лишенным чего-то. Но задумайтесь, если я отдаю что-то, не означает ли это, что я чувствую себя уверен­ным, способным на поступки, полным сил и энергии? У меня есть, что отдать другому человеку, и только я решаю, стану ли я это делать?
Отдавать радостнее, чем брать, не потому, что это лишение, а по­тому что, отдавая, я проявляю свою жизнеспособность. Когда ты отда­ешь, ты побуждаешь другого человека тоже стать дающим, и вы оба раз­делите эту радость.
Таким образом, мы видим, что любовь - это не пассивное ожидание, а, прежде всего работа над собой. Поэтому, чтобы любить, надо сначала стать зрелым самому. Зрелый человек не падает в любовь как в омут, (ты находишь женщину - и ты пропал, ты находишь мужчину - и ты потеряла голову), любовь зрелого человека - это способ твоего отношения к миру вообще. Если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей - я люблю жизнь.
Однако существуют различия между разными типами любви, зависимы­ми от направления этой любви. Различают братскую любовь, материнскую любовь, эротическую любовь, любовь к себе и любовь к Богу.

БРАТСКАЯ ЛЮБОВЬ.

Наиболее фундаментальный вид любви, составляющий основу всех ти­пов любви - это братская любовь. Это любовь ко всем человеческим су­ществам, ее характеризует полное отсутствие предпочтения. Началом братской любви является любовь к беспомощному, бедному или чужому для тебя человеку. Хотя как люди, все мы равны, но время от времени все мы нуждаемся в помощи. Сегодня я - завтра ты.

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ.

Материнская любовь - это приобщение к жизни своего ребенка, она безусловна: ее не нужно добиваться, ее не нужно заслуживать. Но ее также и нельзя добиться или контролировать. Материнская любовь может ограничиться лишь заботой о простом сохранении жизни ребенка. Но она может выйти и за эти пределы. В этом случае мать внушает ребенку лю­бовь к жизни, дает ему почувствовать, как хорошо быть живым. Однако для этого она должна быть не только хорошей матерью, но и ощущать се­бя счастливым человеком, а эта цель достигается не многими. Поэтому в зависимости от того, как будет осознавать свое место в жизни мать, сколько в ней самой будет жизненных сил, т.е. насколько она сможет развить свое отношение к жизни, учась этому как искусству, настолько и ребенок ее будет жизнеспособным, полным сил и жизнерадостности. С какими бы проблемами он не столкнулся в своей жизни ему будет легче их преодолеть.

Итак, мать заботиться о том, чтобы ее ребенок вырос и вступил в жизнь. Но именно тогда, когда это произойдет, ребенок станет самосто­ятельным человеком и не будет больше зависеть от своей матери, отде­лится от нее. Именно на этой стадии материнская любовь превращается в очень трудную для матери задачу: отпустить своего ребенка, не привя­зывать его больше к себе. На это способны далеко не все матери, и мо­жет это сделать только та мать, которая не будет замыкаться в любви к своему ребенку, любя его тем самым для себя. Любя ребенка, она будет продолжать жить полноценной жизнью, своей личной жизнью, любя мужа, чужих детей, чужих людей, любя свою собственную жизнь.

ЭРОТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ

Братская любовь - это любовь между равными; материнская любовь - это любовь к беспомощному существу. Обе они не ограничиваются одним конкретным человеком.
Противоположностью является любовь эротическая: она жаждет полно­го слияния с одним единственным человеком. Нередко можно найти двух людей, влюбленных в друг друга и не испытывающих любви больше ни к кому. На самом деле - это эгоизм двоих. Эти два человека отделены от всех других людей, они замкнуты друг на друге. Теряя взаимосвязь с окружающими и тем самым с миром, в котором они живут, такие люди в конечном итоге отделяются и друг от друга. Их переживания единства - иллюзия.
Как и в других видах любви, эротическая любовь к одному конкрет­ному человеку предполагает также и любовь ко всему живому.

ЛЮБОВЬ К СЕБЕ.

Любовь к кому-то - это осуществление способности любить. Если че­ловек любит только других людей, но не любит себя, он не может любить вообще. Когда мы уважаем и любим себя, мы строим свои собственные от­ношения с окружающей нас жизнью При этом не подразумевается любовь эгоистическая, т.е. себялюбие. Любить себя означает воспринимать сам факт существования своей
личности как праздник, быть благодарным Богу за подарок жизни. Любить себя - это, прежде всего, уважать свою личность.
Идеи любви к себе нельзя сформулировать лучше, чем это сделал фи­лософ И.Экхарт: "Если ты любишь себя, ты любишь каждого человека так же, как и себя. Если же ты любишь другого человека меньше, чем себя, то в действительности ты не преуспел в любви к себе, но если ты лю­бишь всех в равной мере, включая и себя, ты будешь любить их как одну личность, и личность эта есть Бог, и человек.
Следовательно, та великая и праведная личность, кто, любя себя, любит всех других одинаково".

ЛЮБОВЬ К БОГУ.

Мы говорили выше, что в основе нашей потребности в любви лежит пе­реживание одиночества и вытекающее отсюда желание преодолеть тревогу этого одиночества с помощью нашего объединения с кем-нибудь ещё Ре­лигиозная форма любви, которая называется любовью к Богу, также берет начало в потребности человека преодолеть отчужденность и достичь единства. Во всех религиях Бог означает высшую форму добра - самое желанное благо. Поэтому значение Бога для каждого конкретного челове­ка зависит от того, что для него является самым желанным благом. Каж­дый человек хочет быть счастливым. Каждый верующий человек просит Бо­га даровать ему счастье. Но может ли Он обрести это счастье, только прося о нем Бога и ничего не делая в своей жизни для того, чтобы най­ти путь, желанный Богу?
Многие людские беды вызываются неверным использованием силы воли.



Вместо того, чтобы спросить Бога какова его воля по отношению к ним, они все время говорят ему, что он должен сделать для них. Ни один человек не может одновременно и любить Бога, и бросать ему вы­зов.
Вера подразумевает чувство опоры, а не вызов. Поэтому для осущест­вления в твоей жизни Божьей воли необходимы твои личные усилия.
Только стараясь подчинить свои силы Божьей воле, согласовывать ее с намерениями Всевышнего, относительно себя, ты можешь начать пра­вильно ею пользоваться.

Опираясь на Бога в своем жизненном пути, человек никогда не должен забывать о чувстве благодарности за то, что он имеет. Можно быть сы­тым и мечтать об обеде в "Макдональдсе"; быть тепло одетым и сожалеть о том, что тебя согревает не шуба из дорогого меха; быть здоровым и мучаться из-за того, что у тебя нет тех физических данных, как у Чака Норриса. Что же происходит? Ты сыт, тепло одет и физически здоров, но вместо того, чтобы радоваться, что имеешь все это, ты страдаешь оттого, что у тебя нет чего-то большего.
Можно ли в этом случае говорить о чувстве любви к Богу, если ты забываешь быть благодарным ему за все то, что ты имеешь.

Поэтому одной из форм проявления любви человека к Богу является чувство благодарности. Другой формой проявления этой любви является смирение.


Каждый из нас хочет жить в мире с самим собой и с другими людьми. Однако наши недостатки, основанные на нашей недальновидности чрезмерных желаний, мешают нам в достижении наших целей. Вследствие этого мы боимся не получить того, что нам хочется иметь. И тогда мы просим Бога сделать для нас то, что мы не можем сделать сами.

Мы говорим: "Исполни наши желания вместо того, чтобы сказать: "Да исполнится воля Твоя". Это значит, что мы не понимаем своей любви к Богу, и не способны принять его помощь, которая восстановила бы наше здоровье.


Только из­менив свою жизненную позицию, обретая духовность, изменив свои требо­вания к жизни, учась находить радость в том, что ты имеешь, не замы­кая весь мир на себе, а напротив, раскрываясь для мира, мы можем нау­читься выразить свою любовь к нему.
Противоположным явлением в жизни любви, является чувство ненавис­ти. Ненависть - это сильная враждебность по отношению к кому-нибудь или чему-нибудь. В основе ненависти лежит чувство обиды, которое яв­ляется наиболее часто встречающееся негативной эмоцией, испытываемой химически зависимыми людьми. Обида растет, переходя в чувство гнева. Человек накапливает в себе его - и гнев переходит в ненависть. Ненависть - это сильное жгущее чувство, которое может блокировать разум человека. Ненависть - это саморазрушающее чувство. Там, где живет ненависть, моральные и духов­ные ценности становятся вторичными или они вообще не существуют.

Создаваемое ненавистью напряжение внутри человека часто взрывает­ся, следствием чего бывает агрессивное действие и склонности к наси­лию.
Поэтому, только изменив свое отношение к тому, что происходит с тобой в жизни, учась любить себя, других людей и свою Высшую силу, можно преодолеть свою ненависть, открыться миру и обрести тот душев­ный покой, который и является основой счастья!