СЕМЬЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЗАВИСИМОСТИ

Анализ литературного материала, посвященный различным аспектам роли личности в возникновении наркомании и поиску «специфического профиля» личности, предрасположенной к употреблению психоактивных веществ говорит о том, что предпринятые в этом направлении многочисленные исследования зачастую весьма противоречивы и неоднозначны. С психологической точки зрения выделяются социально – психологические факторы (факторы среды) и психологические (личностные факторы).

Исследование группы больных позволяет предположительно определить следующие тенденции:
медицинские факторы
- наличие патологии беременности и осложнений во время родов;
- тяжелые и/или хронические заболевания, перенесенные в детском возрасте, а так же частые или длительные госпитализации;
- наличие черепно-мозговых травм;
- отягощенная наследственность;
психологические факторы
- наличие эпилептоидного, неустойчивого или истероидного типа акцентуации;
- эмоциональная незрелость;
- низкий самоконтроль;
- деформированная система ценностей;
- завышенный уровень притязаний наряду с неумением удовлетворять свои потребности;
- низкая устойчивость к стрессам;
- повышенная конфликтность;
- низкий уровень социальной компетентности.
Среди социальных факторов, влияющих на формирование личности, в первую очередь следует отметить малые социальные группы (семья, группа сверстников).
Исследования показывают, что большинство подростков выросло в семьях с благополучными материально бытовыми условиями. Следовательно, на формирование личностных отклонений подростка влияет не столько материальный статус, сколько микроклимат в семье и здесь наблюдаются некоторые общие черты:
- неполные семьи (примерно 70%);
- отсутствие братьев и сестер (примерно 80%);
- авторитарный стиль воспитания (чаще со стороны отца) (примерно 80%);
- формализованные отношения без эмоциональной близости (прим.60%);
- гиперопека и симбиоз (примерно 70%);
- аморальные и асоциальные проявления в семье, отягощенность наследственности алкоголизмом или психическими заболеваниями (примерно 50%).
Семья является сложной системой взаимоотношений, в которой каждый ее член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций. Эйдемиллер и Юстицкий выделяют несколько взаимосвязанных функций семьи:
1. Воспитательная, она заключается в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, воспитании, самореализации в детях.
2. Хозяйственно – бытовая заключается в удовлетворении материальных потребностей ее членов.
3. Эмоциональная – удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, эмоциональной поддержке, психологической защите.
4. Духовное (культурное) общение. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении.
5. Первичный социальный контроль. Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи.
6. Сексуально – эротическая. Удовлетворение сексуально – эротических потребностей членов семьи.
В структуре семьи можно выделить взаимоотношения между супругами (супружеские взаимоотношения), взаимоотношения между родителями и детьми (родительско – детские отношения), взаимоотношения с другими членами семьи, родственниками. Нарушения одной или нескольких функций, структуры взаимоотношений приводит к формированию так называемой дисфункциональной семьи. По мнению С.В. Березина и К. С. Лисецкого такая семья может выступать:
- как фактор формирования преднаркотической личности;
- как фактор фиксации психологической зависимости от наркотиков;
- как фактор, провоцирующий продолжение приема наркотиков.

Наркомания или алкоголизм - это семейная болезнь. С появлением в семье зависимого, нарушается привычный семейный уклад. Зависимый становится центром внимания. Его проблема в той или иной степени затрагивает всех членов семьи, становится точкой приложения всех сил. При этом истинные причины семейного кризиса глубоко подавляются и вытесняются, а, следовательно, возникает большая вероятность того, что семья станет фактором, провоцирующим прием наркотических веществ, что снова и снова будет приводить к рецидиву заболевания.

Неблагополучная, дисфункциональная семья.

Неблагополучная, дисфункциональная семья:
- это семья, в которой разрушены, извращены духовные, психологичес­кие и социальные стороны личности ее членов;
- это семья, в том числе и с проблемами химической зависимости, в которой «больны» все ее члены;
- это семья, взрослые члены которой не осознанно стремятся к отно­шениям, существовавшим в семье их родителей;
- это семья, которая существует на основе ложных мотивов - решение собственных проблем за счет другого, давление обстоятельств.

Объективные признаки дисфукциональной семьи.

1. Зависимость от
- химических веществ;
- работы;
- другого челове­ка;
- кого-либо из членов семьи.
2. Тяжелая болезнь одного из членов семьи.
3. Не полная семья.
4. Факты насилия: сексуального, физического, эмоционального.
5. Семейные тайны и секреты.
6. Правила неблагополучной семьи:
- не говорить о своих проблемах;
- не выражать свои чувства;
- избегать прямых высказываний;
- "делай, как Я говорю";
- "не выносить сор из избы".

Субъективные признаки не благополучной семьи.

1. Стремление соответствовать стандартам "хорошей семьи".
2. Рождение ребенка связывается с надеждой "поднять" чувство собственного достоинства родителей.
3. Поиск "козла отпущения".
4. Изображение общего дела.
5. Все сразу изменится в семье, если изменятся обстоятельства, но не сами члены семьи.