Социальные факторы
Не смотря на большое количество теорий, все чаще, многие авторы склонны рассматривать этиологию подростковой и юношеской наркомании с точки зрения отдельных факторов, способствующих наркотизации.
Анализ литературных источников позволил ознакомиться с обширным перечнем таких факторов, и хотя многие из них встречаются в различных теориях, попытка их систематизации представляется нам довольно важной.

1. Экономическое / социальное неблагополучие
Дети из социально не благополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители, которых имеют мало престижный род занятий или являются безработными, имеют больше шансов быть участниками правонарушений и часто злоупотреблять наркотиками.

2. Неблагоприятное окружение и общественная неустроенность
Районы, характеризуемые высоким уровнем преступности, с часто меняющимися жильцами, не способствуют возникновению чувства единения и общности среди людей, населяющих их, которое существует в более благополучных районах с меньшей плотностью населения и низким уровнем преступности. Неблагоприятное соседство, большая концентрация наркотических притонов, общественная необустроенность дают основания предполагать распространенность наркомании среди местной молодежи.

3. Частые перемены места жительства
Чем чаще семья переезжает, тем выше опасность возникновения проблем, связанных с употреблением наркотиков. Однако если семья умеет органично вливаться в жизнь общества на новом месте, а соседи ей только рады, риск понижается.

4. Противоречие и несогласованность в законодательстве
Положение дел с употреблением наркотиков напрямую связано с существующими законами и правилами, действующими в отношении наркотических веществ, содержащимися в федеративном и местном законодательстве.

5. Неумелость и непоследовательность в воспитании
В семья, в которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которых дети остаются предоставленными сами себе и где дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательна, дети подвергаются большему риску злоупотребления наркотиками.

6. Неуспеваемость, отсутствие желания продолжать обучение в школе
У учащихся младших классов начальной школы способность к социальной адаптации является более важным фактором, позволяющим прогнозировать вероятность пристрастия к наркотикам, чем академическая успеваемость.
Начиная с четвертого, пятого и шестого классов неудачи в учебе усиливают риск злоупотребления наркотиками и вероятность правонарушений. С распространенностью случаев употребления наркотиков связаны показатели, свидетельствующие о том, насколько сильно учащиеся привязаны к школе. Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятся продолжать обучение в ней и затем, поступать в вузы, имеют больше шансов пристраститься к наркотикам в подростковом возрасте.

7. Отчуждение и подростковое бунтарство
Дети, не испытывающие желания ходить в школу, часто чувствуют себя «не такими как все», как бы посторонними, и в результате у них может возникнуть протест. Такая линия поведения увеличивает риск возникновения проблем с наркотиками на позднем этапе отрочества.

8.Общение с употребляющими наркотики сверстниками
Общение со сверстниками, употребляющими наркотики, является одним из наиболее надежных индикаторов, указывающих на возможность употребления наркотиков подростками, независимо от того, имеют место или нет, другие факторы риска.

9.Положительное отношение к алкоголю и наркотикам
Когда дети считают, что от спиртного вреда нет, когда алкоголь и наркотики ассоциируется у них с «хорошо проведенном временем», существует большая вероятность злоупотребления спиртными напитками и алкоголем.

10.Реклама
К сожалению, алкогольные напитки, табачная продукция и спиртные напитки, а иногда и наркотики рекламируются чрезвычайно широко. Речь идет как о явной, так и о скрытой рекламе.
Алкогольные и табачные изделия рекламируются открыто. Сопровождающая их информация, например, «Полная свобода...», «Всегда первый...»,«Свежий взгляд на вещи..», и т.п. прочно связывает табак и алкоголь с ценностями жизни: свобода, достижения, престиж, дружба. Наличие этих связей, обнаруживающихся только с помощью психодиагностики, как правило, не осознается, что делает их еще более опасными.
Наркотики, естественно, невозможно рекламировать открыто (исключение составляет Интернет, где эта возможность широко используется. Зато скрытой и косвенной рекламы наркотиков вполне достаточно. Статьи в молодежных журналах «Птюч», «ОМ» и т.д. содержат красочными рассказами о действиях различных наркотических веществ и информация невсегда (мягко говоря) объективна. На вечерних телеэкранах часто можно увидеть популярных молодежных телеведущих и музыкальных исполнителей в состоянии наркотического опьянения. Такие явления, на мой взгляд, не ведут к снижению роста подростковой наркомании, и хотя информации о проведении специальных исследований я не встречала, но я думаю, что вполне вероятно, что наличие косвенной рекламы наркотиков в СМИ является далеко не последним по значимости фактором способствующим наркотизации подростков.
Исследования Березина С.В., Лисецкого К.С., Мотынги И.А. показали, что сочетание факторов риска имеет геометрически прогрессирующий эффект. Это означает, что степень риска, когда присутствует лишь один фактор, не намного выше, чем когда нет ни одного из них. Однако, когда имеются два фактора риска, существует приблизительно в четыре раза большая опасность возникновения неблагополучного поведения. Когда на лицо четыре фактора риска, риск злоупотребления наркотиками возрастает в десять раз.

12.Факторы риска в семье
К семьям с наличием факторов риска можно отнести такие где:
а) Родители испытывают трудности в управлении семьей:
- родители испытывают воспитательную неуверенность;
- не контролируют поведение детей;
- ведут себя не последовательно, порой слишком сурово;
- отсутствует привязанность и любовь к другим членам семьи;
- мать и отец конфликтуют между собой
б) Родители попустительствуют в отношении потребления алкоголя и наркотических веществ.
в) Имеются генетические предрасположенности данной семьи к алкоголю и наркотическим веществам.
д) Сексуальные извращения / насилие


13. Факторы риска в школе
Существует неблагоприятный климат.
· Позиция школы по данному вопросу не определена.
· Педагогический коллектив находится в неведении относительно проблем наркомании среди подростков.
Учащиеся:
· часто переходят из одной школы в другую
· имеют постоянные академические задолженности
· не участвуют в общественной жизни школы, класса
· пропускают занятия без уважительных причин или бросают учиться
· учащимся навешивается ярлык «трудных».

Факторы риска в социуме
Отмечаются лишения социального и экономического характера, в т.ч. безработица, особенно среди молодёжи;
члены сообщества недостаточно общаются друг с другом, дезорганизованы;
алкогольные напитки, табачные изделия и наркотические вещества легко доступны;
Законы и нормы, действующие в обществе, не препятствуют злоупотреблению психоактивными веществами.